+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Требования к проведению налоговых проверок

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым вручением налогоплательщику требования о представлении документов и.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Что изменилось в проведении налоговых проверок

требования к проведению налоговых проверок
Истребование документов при проведении налоговой проверки. (в ред. Если указанным способом требование о представлении документов передать.

Проведение налоговых проверок и оформление их результатов Проведение налоговых проверок и оформление их результатов советник налоговой службы II ранга Налоговая проверка - это одна из форм контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами проводимая специально уполномоченными государственными органами.

Налоговые проверки осуществляются в целях обнаружения, пресечения и устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, а также их профилактики. Если такие нарушения обнаруживаются при налоговой проверке, ее последствиями являются, как правило, взыскание недоимок по налогам и пени за задержку уплаты налогов за несвоевременное перечисление их в бюджет , привлечение лиц, совершивших налоговые правонарушения, к ответственности.

Органы, уполномоченные проводить налоговые проверки В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации далее - Кодекс , в силу его ст. При этом таможенные органы проводят камеральные и выездные проверки лишь в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Что касается органов государственных внебюджетных фондов, то они осуществляют контроль за поступлением в эти фонды соответствующих взносов. Такие взносы по своей природе являются налогами, они включены в перечень федеральных налогов, приведенный в ст. Однако эта статья части первой Кодекса не введена в действие. Согласно ст. В соответствии с п. Таким образом, проведение собственно налоговых проверок органами государственных внебюджетных фондов, выполнение ими при осуществлении таких проверок тех обязанностей и использование тех прав, которые выполняют и используют налоговые органы, возможно только после того, как отношения, связанные с уплатой вышеуказанных взносов и осуществлением контроля за их уплатой, будут урегулированы не специальными актами законодательства, а законодательством о налогах и сборах.

Тот факт, что указанные отношения в настоящее время урегулированы специальными законодательными актами, подтвержден, в частности, в п.

Кроме того, до настоящего времени определение круга прав и обязанностей органов государственных внебюджетных фондов во вновь принимаемых специальных актах законодательства не согласуется с нормами Кодекса см. Сразу следует отметить, что по рассматриваемому вопросу не раз высказывалось иное мнение. Оно состоит в том, что уже в настоящее время органы государственных внебюджетных фондов должны соблюдать процедуру проведения налоговых проверок, установленную Кодексом.

Как представляется, сторонники такой точки зрения не вполне учитывают положения ст. Не учитываются при этом также и нормы Федерального закона от 31. Федерального закона от 09. Видимо, разногласия по затронутой проблеме будут преодолены окончательно только в связи с принятием части второй Кодекса, когда будет установлена система налогов и сборов с безусловным включением в нее взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Важно также отметить, что в перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах ст.

Они участвуют в налоговых отношениях при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Кодексом. С 1 января 1999 года и до вступления в силу Федерального закона от 02. Вышеуказанным Федеральным законом органам налоговой полиции снова предоставлено право проводить налоговые проверки.

При этом такое право органично вошло в более широкий круг полномочий по проведению оперативно-разыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия по делам, которые отнесены законом к ведению указанных органов.

Названными полномочиями органы налоговой полиции обладали уже давно. В настоящее время органы налоговой полиции полномочны при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки налогоплательщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проверки должен составляться акт, на основании которого принимается одно из следующих решений: в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела; в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган; при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела.

В любом случае органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Кроме того, в соответствии с п. Круг проверяемых лиц В первоначальной редакции Кодекса круг лиц, охватываемых камеральными налоговыми проверками, ограничивался только налогоплательщиками.

Выездные налоговые проверки могли проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Кодексом в ред. В настоящее время налоговые органы вправе проводить и камеральные, и выездные проверки в отношении всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

В этой связи заслуживают внимания, в частности, те положения Кодекса, которые устанавливают возможность доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения граждан. Если совсем недавно до внесения в Кодекс изменений и дополнений такой доступ в жилище помимо или против воли проживающих в нем физических лиц не допускался вообще, то теперь он допускается в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Таким образом, введение в законодательство нормы, дозволяющей осуществлять выездные налоговые проверки в отношении всех физических лиц, а не только индивидуальных предпринимателей, потребовало одновременного уточнения положений Кодекса, касающихся доступа должностных лиц налоговых органов в жилые помещения граждан. Эти положения приведены в соответствие со ст. Установив в ст. Однако из содержания других статей Кодекса становится ясно, как должен действовать налоговый орган при осуществлении камеральной налоговой проверки налогового агента.

Например, в силу ст. Налоговые органы вправе также требовать от налоговых агентов, их представителей устранения выявленных при налоговой проверке нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований. Камеральные проверки налогоплательщиков Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов, свидетельствующих о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа ст.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных не полностью уплаченных налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка включает проверку полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности; визуальную проверку правильности оформления документов налоговой отчетности полноты заполнения всех необходимых реквизитов, ясности их заполнения и др.

Федеральным законом от 09. Этот срок отсчитывается со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Однако какие-либо последствия нарушения налоговым органом указанного срока Кодексом не установлены. В соответствии со ст. Толкование этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления любых документов.

Истребуемые документы должны подтверждать правомерные действия налогоплательщика, а не способствовать установлению налоговых нарушений. Вместе с тем согласно ст. Решение вопроса о том, какие именно документы необходимы для такой проверки, находится в компетенции налогового инспектора или другого должностного лица налогового органа.

Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов или непредставление их в пятидневный срок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.

Кодекс не содержит норм, обязывающих налоговый орган оформлять акт камеральной налоговой проверки. Однако в том случае, когда при проведении такой проверки обнаруживается налоговое правонарушение, соответствующий акт должен быть составлен по смыслу некоторых статей Кодекса, например ст.

При этом не важно, как этот акт будет называться: актом об обнаружении налогового правонарушения, актом камеральной налоговой проверки либо как-то иначе. Выездные налоговые проверки Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру обследованию различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов их должностных лиц , осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Основными участниками выездной налоговой проверки являются проверяемый налогоплательщик его представители и налоговый орган его должностные лица. Однако с выездной налоговой проверкой могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Постановлением Правительства РФ от 16. Цели выездной налоговой проверки практически такие же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений превентивная цель.

Однако достигаются эти цели другими, специфическими именно для выездной налоговой проверки средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной налоговой проверки.

Приказом МНС России от 08. Действует также инструкция МНС России от 31. Кроме того, приказом от 10. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя заместителя руководителя налогового органа. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Поскольку определения календарного года в Кодексе нет, для уяснения этого понятия следует обратиться к здравому смыслу и к аналогии закона. Например, в Федеральном законе от 21.

Следовательно, если налоговый орган проверяет налогоплательщика, например, в 2000 году, то налоговой проверкой может быть охвачен период деятельности налогоплательщика с 1 января 1997 года по 31 декабря 1999 года. Не исключен и иной вариант, если рассматривать возможность проведения налоговой проверки за неполный календарный год. При толковании этой нормы может сложиться мнение, что в течение двух и более лет повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период могут проводиться.

Однако в ст. Срок проведения выездной налоговой проверки - не более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Кроме того, при проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проверки может увеличиваться на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику налоговому агенту требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В ходе выездной налоговой проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра обследования производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества налогоплательщика, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Так, при проведении выемки документов и предметов должностным лицом налогового органа в обязательном порядке составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. Кроме решения о проведении выездной налоговой проверки, требования о представлении документов, протоколов об осуществлении действий налогового контроля Кодексом предусмотрен еще один процессуальный документ - справка о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения и которую проверяющий составляет по окончании выездной налоговой проверки.

Что касается акта налоговой проверки - основного документа, фиксирующего результаты проверки, то он составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Акт подписывается проверяющими должностными лицами и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за конкретный вид налоговых правонарушений. В соответствии с требованиями, изложенными в инструкции МНС России от 31.

Вводная часть включает общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике. Описательная часть содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки. Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям: а объективность и обоснованность; б полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений; в четкость, лаконичность и доступность изложения; г системность изложения.

Итоговая часть акта выездной налоговой проверки заключение должна включать сведения об выявленных при проведении проверки общих суммах, неуплаченных не полностью уплаченных налогов в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода и или исчисленных в завышенных размерах налогов с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений; предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, по привлечению налогоплательщика к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах с изложением составов совершенных налоговых правонарушений и ссылками на соответствующие нормы Кодекса.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю их представителям под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки После внесения в Кодекс изменений и дополнений в соответствии с Федеральным законом от 09.

Так, в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или индивидуального предпринимателя либо их представителей. В этом случае о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Ранее Кодексом предусматривалось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки в присутствии налогоплательщика представителей налогоплательщика , в отношении камеральной проверки такого указания не было.

Еще одним нововведением стало снятие ограничений по сроку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Если в ранее действовавшей редакции Кодекса такой срок ограничивался десятью днями, то теперь он вообще не установлен, следовательно никаких ограничений по сроку принятия решения по итогам проверки больше не существует.

Организация и методика проведения налоговых проверок

Документы на бумаге сдавайте в виде заверенных копий, а при передаче по ТКС — отправляйте их по установленным форматам п.

При этом строгих правил заверений бумажных копий документов, предоставляемых по требованиям фискалов, законом не предусмотрено. Однако есть ряд рекомендаций, данных Минфином в Письме от 07. Что касается сшивания пачки, ее плотно скрепляют нитками, при этом важно, чтобы каждый документ можно было без труда прочитать и скопировать. Листы пачки пронумеруйте, на ее обороте укажите общее количество листов в прошитой стопке, проставьте дату и подпись сотрудника с расшифровкой , который занимался заверением.

Итак, существуют определенные правила предоставления документации, которую требуют налоговики. Однако не все, что они у нас спрашивают, законно. Что может, а что не вправе делать инспекция Ниже представлены основные права и обязанности, которыми должны руководствоваться проверяющие при составлении требований: Налоговый кодекс позволяет контролерам истребовать документы именно о конкретной сделке отдельной хозяйственной операции или договоре , но не в целом о деятельности — вашей или вашего партнера.

Но и отмалчиваться в данной ситуации не стоит. Следует пояснить, по каким причинам вы не можете исполнить требование. Письмо об уточнении запроса Из требования должно быть понятно, чем обоснован запрос документов информации. При этом законодательство не разъясняет, когда необходимость считается обоснованной.

Но, анализируя абз. Кроме этого, в обязательном порядке требование должно содержать указание на то, что документы информация нужны именно вне рамок проведения налоговых проверок Постановление АС ЗСО от 13. То есть мы против бездумного представления документов по любому запросу налоговой.

Напротив, мы осознаем и взвешиваем все последствия подачи или неподачи того или иного документа. Все наши действия направлены на то, чтобы максимально обезопасить нашего клиента, а заодно — не подставить его перед поставщиками и подрядчиками. Запросы документов по сделкам нередко достаточно объемны, и это не противозаконно. При составлении запроса ИФНС должна исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов информации , не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

Так, в случае направления компанией жалобы на действия ИФНС в вышестоящий налоговый орган, инспектор, составлявший запрос, будет обязан пояснить причины и необходимость истребования именно этих документов информация. Его пояснения могут потребоваться также в суде. В связи с этим по умолчанию принято считать, что инспектор осознанно подходит к формированию списка документов к истребованию. Но если есть основания полагать, что запрос составлен без соблюдения вышеизложенных принципов, возможно отстоять свое право не предоставлять все, что хочет видеть ИФНС Письмо ФНС России от 27.

Полезная бухгалтерия от 1С-WiseAdvice В рамках бухгалтерского обслуживания специалисты компании 1C-WiseAdvice проводят глубокий анализ всех требований, приходящих клиенту из ИФНС, и дают подробные рекомендации по поводу того, какие документы и в каком объеме подавать.

А теперь — несколько советов, которые помогут вам в работе. Существует ряд особенностей, на которые стоит обращать внимание при анализе требования, полученного в рамках ст.

Такой анализ может помочь снизить объем представляемых документов или информации, либо вовсе сведет на нет обязанность предоставлять что-либо: Оцените требование на соответствие законным нормам: из него должно быть ясно, что оно выставлено не в рамках налоговой проверки, и у ИФНС действительно есть для этого обоснованная необходимость.

Проанализируйте, возможно ли по требованию идентифицировать сделку: приведен ли в нем конкретный договор, период. Обязательно должен быть указан контрагент, сделка с которым проверяется. Посмотрите, что именно запрашивают контролеры: не стоит передавать лишнее, если это не запрашивают. Не нужно готовить документы, если ИНФС просит предоставить только информацию, и наоборот. Сравните перечни запрашиваемых документов, перечисленных в поручении и требовании: они должны быть идентичны.

В то же время, если ваша ИФНС что-то пропустила и запросила не все, что указано в поручении, вы можете отработать только ее запрос. Если требование предусматривает слишком большой объем работы, и вы чувствуете, что не укладываетесь в 10-дневный срок, — ходатайствуйте о его продлении. Даже если, на ваш взгляд, требование неправомерно, дайте налоговикам обратную связь. Например, напишите письмо о том, что из него невозможно понять, о какой именно сделке идет речь. Не стоит отмалчиваться, если вы не до конца уверены в своей правоте — безопаснее написать уточняющий запрос и ходатайствовать о продления срока предоставления документов.

В противном случае компанию могут привлечь к налоговой ответственности. Связаться с экспертом.

Что изменилось в проведении налоговых проверок сделке необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п.

Новые правила проведения налоговых проверок

Истребование документов проводится в целях обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства ст.

Если налогоплательщик своевременно не предоставил требуемые документы, налоговый орган может провести процедуру принудительного изъятия. Другое мероприятие налогового контроля — осмотр помещений и предметов, проводимый в целях обнаружения доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения. В ходе осмотра может быть проведена инвентаризация имущества, которая проводится на основании распоряжения руководителя.

По результатам инвентаризации имущества составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества. Если в ходе проверки обнаружены правонарушения, налоговые инспекторы прибегают к процедуре допроса свидетелей, которыми могут выступать как сотрудники организации, так и иные лица. Все действия проверяющих налоговых инспекторов по проведению мероприятий налогового контроля ограничены рамками закона, нарушение которых может привести к признанию результатов проверки незаконными.

При совершении таких мероприятий, как выемка документов и предметов, осмотр помещений и предметов, допрос свидетелей, проведение экспертизы, обязательно должен составляться протокол, к которому предъявляются требования, установленные ст. Оформление результатов проверок Для оформления результатов как камеральных, так и выездных налоговых проверок составляется акт налоговой проверки п.

Принцип оформления результатов камеральной и выездной проверки можно представить следующим образом рисунок 2. Рисунок 2. Оформление результатов налоговых проверок Акт проверки должен содержать обязательные реквизиты, закрепленные пунктом 3 ст. Порядок привлечения к налоговой ответственности по итогам выездных и камеральных налоговых проверок.

В соответствии с ней дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. Положения ст. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно п. В нем также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, тем самым обжаловать решение. Порядок обжалования решения представлен на рисунке 3. Рисунок 3. Порядок обжалования решений, принятых налоговыми органами Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность налогоплательщика Существуют обстоятельства, которые как смягчают, так и отягчают ответственность налогоплательщика за выявленные в ходе проверки нарушения.

Итак, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, согласно ст. Обстоятельствами, которые наоборот отягчают ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее уже привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

При этом нужно помнить, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности Срок давности привлечения к ответственности за выявленные нарушения в ходе налоговых проверок составляет три года с момента совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности налоговым органом.

Поэтому, если со дня совершения правонарушения и до момента вынесения решения прошло 3 года, лицо не может быть привлечено к ответственности. Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме грубых нарушений правил учета доходов и расходов и за неуплату либо неполную уплату налога ст.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Часть I - Камеральная налоговая проверка 1. Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты перечисления налогов сборов. Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль". С введением в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных неналоговых проверок. Так, в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 " О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г.

N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - проверка производства и оборота алкогольной продукции и т. Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка изъятие документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.

Виды проверок представлены на рисунке 1. Рисунок 1 Рассмотрим, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные. Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных не полностью уплаченных налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру обследованию различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов их должностных лиц , осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая.

Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же.

Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика.

Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган его должностные лица. Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа. Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и нени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений.

Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия.

Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др.

В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа его заместителя или постановление руководителя его заместителя вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа.

Порядок вынесения настоящего решения постановления вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 08.

Статья 87 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные. Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей накладные, счета-фактуры и т.

Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

Так, при проведении проверки у организации было выявлено завышение цены комплектующих деталей, списанных на производственные цели. По бухгалтерским записям на счете 20 "Основное производство" цена кузова составляла 75000 рублей. А при проведении проверки экземпляра счета-фактуры, имеющиеся у предприятия-поставщика кузова, установлено, что цена составляет 68000 рублей, что выявлено методом встречной проверки документов.

В другом случае при изучении документов об отгрузке продукции на ликероводочном заводе было установлено, что часть продукции была отпущена частному предпринимателю "С".

Встречная проверка документов "С" показала отсутствие учетных документов, свидетельствующих о поступлении вино водочных изделий с завода. На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности.

На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке. По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые. Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов сборов ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года срок давности по проверяемому периоду. Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще. После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных.

Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов сборов налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам при проверке банков ; применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов.

Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа. Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов. Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции услуг , по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные. Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика в отличие от плановой проверки. Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности месте хранения документов налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя заместителя руководителя налогового органа , принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Цель внезапной проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные. HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок. Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов.

До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов.

Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной уголовной ответственности. Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком плательщиком сбора за уже проверенный налоговый период.

В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок. По объему проверяемых документов проверки делятся на: сплошные когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений ; выборочные когда проверяется только часть документации. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет при его отсутствии или уничтожении первичных документов.

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Новые правила проведения налоговых проверок что Налоговый кодекс не содержит особых требований к оформлению результатов.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как не попасть в план налоговых проверок?


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий