+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Понятие налогов сборов и налоговой системы

2 НК было подменено термином «система налогов и сборов». Такая подмена логически вытекает из искусственно зауженного смысла налоговой.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как Ты Кормишь Государство

Понятие налога и сбора

понятие налогов сборов и налоговой системы
Налоги и налогообложение. Понятие налоговой системы, ее важнейшие элементы Классификация российской системы налогов и сборов по.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Статья 13 НК РФ приводит исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов: 1 налог на добавленную стоимость; 2 акцизы; 3 налог на доходы физических лиц; 4 единый социальный налог; 5 налог на прибыль организаций; 6 налог на добычу полезных ископаемых; 7 водный налог; 8 сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9 государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Законодательными представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся: 1 налог на имущество организаций; 2 налог на игорный бизнес; 3 транспортный налог. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местными налогами являются: 1 земельный налог; 2 налог на имущество физических лиц. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" в ред.

Согласно этому Закону объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Как соотносятся понятия "система налогов и сборов" и "налоговая система"?

Эти понятия соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом РФ, является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных налогов и сборов, законодательно установленных и действующих на территории Российской Федерации.

В числе других существенных элементов налоговой системы следует назвать налоговые органы и другие органы налогового администрирования, которые осуществляют налоговый контроль и надзор с использованием определенных приемов и методов. Как распространяется информация о региональных и местных налогах? В части первой НК РФ установлен общий порядок информирования об установлении и отмене региональных и местных налогов. Так, ст. К субъектам, в установленном законодателем порядке предоставляющим либо получающим информацию о региональных и местных налогах, относятся: - Министерство финансов Российской Федерации; - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым в настоящий момент является Федеральная налоговая служба Российской Федерации; - финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

Законодателем в общем виде определены средства и формы информационного обмена, а именно направление информации, копий документов. При этом конкретные требования к содержанию информации, ее реквизитам, формам ее представления отсутствуют. Объектом информационного обмена выступают региональные и местные налоги.

Какие налоги и сборы действуют в РФ

Налоги и сборы — это обязательные фискальные платежи, формирующие бюджет. За счет налогов государство осуществляет свою экономическую функцию, перераспределяет средства и выполняет социально-важные программы. В статье описаны функции налогов и сборов и основные принципы построения системы налогов и сборов. В стране могут быть федеральные, региональные, местные обязательные платежи в бюджет, однако решающая роль отводится федеральному законодательству.

Регионы не могут ее дополнять, они правомочны изменить ставку или предоставить дополнительные льготы, сроки уплаты и т. Собственно понятие и признаки налога и сбора также надо искать в Налоговом кодексе РФ.

Кроме того, есть разработки в области науки соответствующей отрасли права. Таким образом, налоги и сборы в РФ полностью описаны в НК РФ, и суть этих обязательных платежей в России необходимо определять в соответствии с нормами этого законодательного акта.

Далее рассмотрим понятие налога и сбора, как они применяются на практике, принципы построения системы налогообложения. Определение термина и признаки Определение налога и сбора есть в ст. Итак, законодатель выделяет следующие характерные черты обсуждаемого термина: обязательность императивность для всех субъектов, для которых он установлен; индивидуальная безвозмездность; устанавливается для организаций и физических лиц; заключается в отчуждении денежных средств, принадлежащих на праве собственности, праве хозяйственного или оперативного управления для государственных, муниципальных учреждений денежных средств; цель отчуждения — обеспечение деятельности государства или муниципального образования.

Понятие и сущность налогов и сборов легко объяснить в нескольких словах: это обязательный платеж в пользу государства. При этом объектом является доход или имущество, для которых он установлен законодателем. То есть порядок и систему взносов определяет государство, опираясь на свои властные и регулирующие функции. В целом определение обсуждаемого термина, данное в Налоговом кодексе РФ, соответствует общепринятой научной позиции.

Как легко понять, экономическая сущность налогов и сборов состоит в том, что они являются источником формирования бюджета. Именно за счет этих платежей государство получает возможность выполнять свои социальные и другие задачи. Функции Функции налогов и сборов, которые следуют из определения и разработаны наукой налогового и финансового права, таковы: фискальная — именно за счет них формируется бюджет и внебюджетные фонды, аккумулируются и формируются доходы государства, необходимые для реализации социально-значимых и экономических программ; распределительная — при помощи этих платежей государство перераспределяет средства и ресурсы из производственной сферы в социальную; стимулирующая — за счет установления определенного порядка взимания этих обязательных платежей государство оказывает влияние на процесс воспроизводства.

Практическая реализация этой функции осуществляется за счет введения льгот, различных систем налоговых ставок и вычетов, санкций и преференций; контрольная — заключается в отслеживании правильности уплаты и расчета, своевременности поступлений, так как законодательно устанавливается единый порядок и он должен соблюдаться всеми налогоплательщиками.

Нетрудно заметить, что основная функция — фискальная, остальные являются дополнительными и коррелируют друг с другом, осуществляются одновременно, то есть их разделение носит достаточно условный характер. В науке нет единого мнения относительно этого вопроса, однако чаще всего приводится именно этот список задач, с которым согласны большинство ученых. Реализация на практике Все теоретические понятия имеют значения при применении их на практике. Что относится к налогам и сборам, определить достаточно просто на основании представленного выше понятия.

В России, например, в этот список также включаются: страховые взносы;.

Понятие налога и сбора - вся необходимая информация по этому вопросу. Понятия "налог" и "сбор" - одни из важнейших в налоговом законодательстве Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с.

2.4 Классификация налогов и сборов

Вопросы и ответы с возможностью задать бесплатный вопрос адвокату Понятие налога, его признаки Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников — юридических и физических лиц — определенную долю, составляющую их доходы прибыль и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов — бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов прибыли — обязанность всех плательщиков физических лиц и организаций. Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит. Источник налогов и их структура Источник налога — это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики как физические лица, так и организации налога осуществляют свою обязанность по их уплате.

Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два — прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера — источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков. В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов прибыли и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога — это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным , факультативные элементы и дополнительные элементы. Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом прибыль и т.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ.

Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Классификация налогов и их виды Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них: 1. В соответствии со способом изъятия: прямые; косвенные. Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные — в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты. Например, налог на добавленную стоимость.

Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость. В соответствии с воздействием: пропорциональные ставка в виде зафиксированного процента ; прогрессивные ставка растет с увеличением стоимости объекта ; регрессивные ставка падает с увеличением стоимости объекта ; твердые ставка в абсолютной сумме.

В соответствии с назначением: общие не закрепленные за каким-либо направлением ; маркированные закреплены по целевому назначению. В соответствии с субъектом: с физических лиц;.

Налоги и налогообложение

Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система. Согласно ст. Данное определение имеет две отличительные особенности. Во-первых, в налоговую систему были включены не только перечень налогов в классическом их понимании и сборов налогового характера, подлежащих внесению в обязательном порядке в бюджет и внебюджетные фонды, но и различные целевые, лицензионные и прочие сборы, не являющиеся налоговыми платежами.

Таким образом, законодатель, разграничивая понятия налога, сбора, пошлины и платежей неналогового характера, тем не менее осознанно предлагал под налоговой системой понимать всю совокупность обязательных финансовых платежей и различных изъятий в пользу государства. Во-вторых, налоговая система характеризовалась, по сути, как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных ее элементов, не говоря уже об установлении между ними взаимосвязи и взаимозависимости.

Таким образом, законодатель отождествлял один из элементов системы налоги, сборы, пошлины с самой налоговой системой. В качестве альтернативы предлагалось множество других определений, основными отличиями которых были более расширенное толкование данного понятия и стремление определить совокупность налоговых платежей в качестве важного, но лишь одного из входящих в налоговую систему элементов. В целом приходится констатировать, что данная проблема характеризуется, вплоть до настоящего времени, существенной методологической непроработанностью.

Такая подмена логически вытекает из искусственно зауженного смысла налоговой системы, раскрытого еще в законодательстве 1991 г. При этом может возникнуть справедливый вопрос: а существует ли у нас сейчас налоговая система? Заметим, что при схожих проблемах методологического характера в ст. Здесь, конечно же, могут возникать споры относительно сущности понятия бюджетной системы, но не возникает проблем относительно ее существования.

Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Следовательно, данное понятие можно и нужно изучать. Попробуем подойти к нему с позиций теории систем, которая со второй половины XX в.

Один из основоположников данной теории Р. Акофф понимает под конкретной системой множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два элемента являются объектами.

В данном ракурсе, по нашему мнению, налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов подсистем , имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи. Для этого предлагается выделить такие подсистемы, каждая из которых будет иметь внутреннюю логическую завершенность самостоятельность и функциональную определенность.

При таком подходе элементами налоговой системы будут, например, не уплата налогов и налоговый контроль, то есть предмет налогообложения, а механизм налогового администрирования. Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить два элемента субъектного характера налоговые администрации и налогоплательщиков и два элемента объектной направленности законодательство и сами налоги.

Схематично состав элементов представлен на рисунке. Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций. Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Схематично они представлены на рисунке. Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов.

Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манкировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, то есть объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола.

Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов налоговых администраций и налогоплательщиков объектным элементам законодательству, налогам. Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение.

Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной. Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов воздействий , то есть она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный на уровне РФ , региональный на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения и местный на уровне муниципальных образований.

В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства.

Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности неделимости территориального построения. Классификации налоговых систем в зависимости от различных показателей представлены на рисунке. В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так: прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран; регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Потребление памяти: 1 Мб.

Понятие и структура системы налогов и сборов в Российской Федерации: Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые.


Комментарии 4
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий