+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Показатели налогов и налоговой системы

Основу налоговой системы составляют налоги федеральные, к которым .. Показатель налогового бремени или налоговой нагрузки на налогопла-.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как Ты Кормишь Государство

3. Повышение эффективности налогообложения

показатели налогов и налоговой системы
Важнейшей характеристикой налоговой системы является её Общепринятым показателем налогового бремени по стране в целом.

Повышение эффективности налогообложения Критерий эффективности налоговой системы определяется исходя из уровня ее влияния на решение социально-экономических задач с учетом системы интересов всех экономических субъектов. В условиях переходной экономики главным критерием эффективности налоговой системы выступает ее способность стимулировать развитие производственной сферы, как базовой основы всей экономики.

Эффективность налоговой системы должна оцениваться с позиций соответствия ее методологическим принципам и функциям налогообложения. За исходный пункт принимается такое сочетание функций налогов, которое стимулирует динамичное развитие экономики, как на макро -, так и на микроуровне, создавая условия для перехода к устойчивому экономическому росту.

Особое значение приобретает комплексная реализация функций налогообложения в целях использования интеграционного синергетического эффекта их действия. Налоговая система наряду с формированием достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов должна создавать условия для стимулирования экономического развития, формируя мотивы и стимулы экономического роста.

Эффективность налоговой системы целесообразно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, следует выделять тактическую текущую эффективность, которая отражает взаимообусловленность понесенных затрат и получаемого обществом эффекта, то есть результата функционирования налоговой системы в виде поступления сумм налогов.

Такой подход к выявлению эффективности налоговой системы обусловлен необходимостью обнаружения всех источников доходов и минимизации расходов по взиманию налогов. Этот показатель эффективности можно определить как разницу между ВВП, распределяемым государством в виде налогов, и издержками взимания то есть как чистый доход государства от налоговых поступлений , и как соотношение этих сумм с затратами по сбору средств. Недостаток данного подхода в том, что не учитываются перспективные экономические и социальные последствия налогообложения.

Во-вторых, следует выделять стратегическую перспективную эффективность. Этот показатель выражает народнохозяйственный подход, основанный на учете целостного воздействия системы налогообложения на экономическое развитие. Именно это характеризует способность налоговой системы стимулировать решение задач по развитию экономики не только в ближайшем будущем, но и в перспективе. Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность налоговой системы, является коэффициент эластичности, который позволяет установить такой уровень налогообложения налоговой нагрузки , который обеспечивает наряду с поступлением предусмотренных сумм налогов высокие темпы экономического развития прироста налогооблагаемой базы.

Для оценки эффективности налогообложения используют показатель налогового мультипликатора Нм. В основе его определения лежит коэффициент эластичности налоговых систем. Чем больше налоговая ставка и чем меньше предельная склонность к потреблению, тем меньше налоговый мультипликатор больше знаменатель дроби.

Из этого выражения можно сделать вывод, что рост налоговых ставок и снижение потребления, приводящие к некоторому росту налоговых поступлений Тт , на самом деле сокращают возможный прирост ВВП Дд в гораздо больших размерах, ибо дробь в приведенной формуле возрастает.

При этом должны учитываться временные лаги между изменением налоговых ставок и их воздействием на величину внутреннего валового продукта. Очевидно, что разумное и обоснованное снижение налогов ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, то есть к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции и ведет к соответствующему росту спроса на инвестиционные товары.

Все это способствует увеличению внутреннего валового продукта, приводя в итоге к росту объема налоговых поступлений. Функционирование налоговых систем в странах с эффективной рыночной экономикой показывает, что их развитие имеет общий алгоритм и направлено на рационализацию оптимизацию целей налогообложения, на динамичность налоговых систем и их изменение в соответствии с изменяющимися условиями функционирования экономики. Такие системы обеспечивают рост прямых и обратных взаимосвязей налоговых систем, повышают эффективность производств.

Они способствуют правильному сочетанию тактических и стратегических целей развития налоговых систем, оптимизации соотношения интересов участников рыночных отношений.

В уровне налогообложения гарантируется также более полный учет объемов потребления общественных услуг, оказываемых государством различным налогоплательщикам. Лучше учитывается уровень доходности и платежеспособности субъектов налоговых отношений. Именно эти аспекты во многом определяют качественные характеристики налоговой системы и ее потенциал, который измеряется не столько суммами налоговых поступлений, сколько стимулирующим воздействием налоговой системы на развитие национальной экономики.

Дальнейшее развитие налоговой системы и механизма налогообложения необходимо особо ориентировать на стимулирование сокращения производственных, торговых и иных затрат.

Их снижение на единицу потребительной стоимости выступает основной тенденцией развития цивилизации. Эта тенденция должна реализовываться как на микро -, так и на макроуровне экономики. Пока что российская налоговая система не освободилась от дестимулирующего воздействия на экономику. Это одна из причин отставания России. Так, энергоемкость промышленной продукции в России почти в 5—10 раз превышает соответствующий показатель развитых стран.

В российской промышленности значительно выше материалоемкость продукции и услуг, а производительность труда в 2000 г. В этих целях, например, было бы правильным не облагать налогом ту часть прибыли предприятий, которая получена в данном году за счет снижения себестоимости продукции. Расчет может производиться и исходя из экономии затрат, приходящейся на рубль реализованной продукции.

Для налогового стимулирования роста производительности труда может быть использовано соотношение фонда потребления фонда заработной платы и уровня производительности труда на предприятии. Известно, что производительность труда выступает как важнейший показатель, характеризующий работу предприятий. Она определяется многими факторами — квалификацией работников, состоянием производственного аппарата и организации производства, уровнем его иновационнос- ти, эффективностью системы управления и другими.

Соотношение темпов роста фонда потребления Зпл и производительности труда Птр на предприятии характеризует коэффициент опережения: Используя этот показатель можно поставить величину налога на прибыль предприятия в зависимость от динамики опережения темпов роста фонда потребления над темпами роста производительности труда.

Если коэффициент опережения равен единице, то размер налога не меняется. Если же К gt; 1 , то в соответствии с его ростом увеличивается налог на прибыль. Если К lt; 1 , то налог на прибыль соответственно снижается. При этом полезно использовать повышающие понижающие ставки налога за каждый пункт 0,1 изменения коэффициента. Наряду с этим вложения из прибыли в инновационные мероприятия необходимо, как это делается за рубежом, освобождать от налога.

Возможно частичное или полное освобождение в зависимости от сроков окупаемости вложений. Это будет стимулировать реализацию наиболее эффективных проектов. Главным направлением дальнейшего развития налоговой системы в России является ее превращение в мощный комплексный рычаг формирования эффективной рыночной экономики, способной решать весь комплекс как текущих, так и перспективных социально-экономических задач.

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой системы Российской Федерации

Данная таблица подтверждает преобладание косвенных налогов над прямыми. Среди отдельных видов налогов наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ вносят таможенные пошлины и налоги и взносы на социальное страхование по 18 процентов , налог на добычу полезных ископаемых 11 процентов , налог на доходы физических лиц 10 процентов , также можно отметить налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость рисунок 2.

Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ, 2014год Если рассматривать состав и структуру прямых и косвенных налогов за 2014 год, то можно сделать выводы: - в структуре прямых налогов наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ приносят налог на добычу полезных ископаемых 24 процента , налог на доходы физических лиц 22 процента и налог на прибыль организаций 20 процентов.

Важную роль в косвенном налогообложении играет налог на добавленную стоимость, который подразделяется по товарам, ввозимым на территорию РФ 13 процент и товарам работам, услугам , реализуемым на территории РФ 15 процентов. Выделяют различные модели налогообложения в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Исходя из сделанных расчетов, можно сделать вывод, что для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов, поэтому она близка к латиноамериканской и евроконтинентальной моделям. Однако, косвенные налоги скрывают от налогоплательщика ту сумму, которую он платит государству, приоритет косвенных налогов делает налоговую систему менее прозрачной, более запутанной.

В свою очередь, прямые налоги ничем не замаскированы, взимаются открыто и побуждают граждан контролировать правительство. Это значит, что необходимо стремиться, чтобы прямые налоги преобладали над косвенными. Однако сложившиеся условия не позволяют достигнуть этого. А вот достижение равномерного распределение налогового бремени между прямыми и косвенными налогами возможно. Таким образом, необходимо добиваться эффективности налоговой системы, так как она является необходимым условием устойчивости экономических систем как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, регионов, так и на уровне РФ в целом.

Литература: Аксенов С. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для бакалавриата. Единая межведомственная информационно-статистическая система, 2014. Основные термины генерируются автоматически : налоговая нагрузка, налоговая система, налог, РФ, консолидированный бюджет РФ, процент, таблица, налоговое давление, вклад отрасли, соотношение прямых.

Ключевые слова налоговая нагрузка; налоговая системы; эффективность налоговой системы налоговая нагрузка; налоговая системы; эффективность налоговой системы Похожие статьи.

Оптимальная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки.

Вы точно человек?

Общая характеристика региональных систем налогообложения субъектов Российской Федерации Введение к работе Актуальность темы исследования. В процессе перехода от административно-командной экономики к экономике рыночного типа в России оказались в основном утрачены прямые рычаги управления народным хозяйством, возник экономический кризис, выразившийся в спаде производства, обострении социально-экономических проблем.

В таких условиях для регулирования общественного производства и решения социальных вопросов первоочередное значение приобретают налоговые отношения, их совершенствование. Это требует разработки общей фундаментальной теории налогов. Принципиально важно исследовать политэкономическое содержание налоговых отношений и их формы, их субъекты и объекты, глубинные источники налогов, макроэкономические последствия тех или иных изменений налоговой системы.

Решение этих проблем для современной России в процессе становления и закрепления рыночных отношений является особенно необходимым. Актуальность названных задач носит как экономический характер для скорейшего преодоления российских хозяйственных сложностей , так и социальный характер для рационального перераспределения доходов различных групп населения и направления налогов целевым образом на его нужды.

Кроме того, процесс налогообложения может воздействовать на создание политической стабильности в стране. Степень разработанности проблемы.

В экономической науке теория налогов давно уже стала одной из самых важных. О влиянии налогов на народное хозяйство писали крупные представители классической политической экономии - У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Принципы налогообложения исследовал Д. Существенный вклад в теорию налогов внесли в XIX веке А. Вагнер, Ф. Нитти, Э. Селигмен, а также К. Маркс и Ф. Налоги не только как источник бюджетных доходов, но и как экономический регулятор рассматривались в XX веке многими экономистами, среди которых прежде всего можно назвать Дж.

Кейнса, А. Лаффера, М. Тургенев, А. Меньков, В. Твердохлебов, И. В настоящее время в пашей стране проблемы налогообложения разрабатываются такими учеными, как А. Горский, Л. Павлова, В. Пансков, Б. Пеньков, С. Пепеляев и другие. Вместе с тем до сих пор налоговые системы изучаются, как правило, с конкретноэкономических, прежде всего с чисто финансовых позиций; достаточно хорошо разработан правовой аспект налогов и налоговых отношений.

Однако с точки зрения политэкономии вопрос исследован далеко не в полной мере. Прежде всего требуют дополнительного специального изучения налоговые отношения как отношения собственности и перераспределения. Нет достаточной определенности в характеристике функций налогов и в их классификации. И, конечно, нужен углубленный общетеоретический анализ особенностей налоговой системы в современной России, причем не только в общенациональном, но и региональном аспектах.

Цель диссертационного исследования состоит в исследовании системы налоговых отношений с политэкономических позиций, в т. Для достижения поставленной цели в настоящей работе решались следующие задачи: характеристика сущности налоговых отношений как отношений собственности и как отношений распределения; исследование основных принципов налогообложения, функций и классификации налогов; - анализ общего и особенного в налоговой системе современной России; - разработка на базе общей теории единого налога методологии упрощенных форм налогообложения для нашей страны; - обобщение практики реализации налогообложения в России, разработка предложений по его совершенствованию.

Объектом исследования является сфера налогообложения, в т. Предметом исследования является политэкономический аспект налоговой системы, в т. Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической науки и общей теории налогов, разработанные в трудах отечественных и зарубежных экономистов. Научная новизна исследования состоит в следующем: - более глубоко рассмотрено политэкономическое содержание налогов, особенно их связь с отношениями собственности и распределительными отношениями, уточнено общеэкономическое определение налоговой системы; - проведено более полное исследование налоговых функции, в т.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость диссертации состоит в новизне результатов, названных выше, прежде всего в политэкономической характеристике налоговой системы, ее функций и принципов построения, особенностей налоговой системы в России. Все это может быть использовано не только для дальнейшего развития экономической науки, но и для улучшения ее преподавания в учебных заведениях.

Практическая значимость работы заключается в возможности реализации результатов настоящей работы для совершенствования экономических отношений в нашей стране и ее регионах.

Некоторые положения и выводы, полученные в ходе настоящего исследования, уже используются, в т. Кроме того, результаты работы послужили общеэкономическим обоснованием для разработки и реализации более 20 законов Нижегородской области, регулирующих вопросы регионального налогообложения, законодательных актов ряда других субъектов Российской Федерации.

Полученные результаты использовались также при аргументации обращений органов власти Нижегородской области в Правительство, Государственную думу, к Президенту России по вопросам совершенствования экономических отношений. Налоги как политэкономическая категория К настоящему времени применительно к налогам разработан ряд теорий общего и частного характера. В них описываются системы научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества, принципах построения и функционирования оптимальных налоговых систем.

Монтескье, Т. Гоббс, Вольтер ; налог признается результатом договора между гражданами и государством об охране, защите и иных нуждах. Французская школа физиократов Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо впервые поставила ряд важных проблем теории налогов, таких как справедливость налогообложения, источники и переложение налогов, При этом исходили из того, что одна земля дает чистый доход, а мануфактура и торговля никаких новых ценностей не создают.

Физиократы указывали на взаимозависимость финансов и народного хозяйства и связывали финансовые вопросы с теориями политической экономии. Утверждалось, что через налог граждане покупают услуги по охране от внешней угрозы, по поддержанию порядка и т. В дальнейшем преобразовалась в "теорию наслаждения " выдвинута Ж. Мак-Кул лох, А. Тьер , которая уплачивается гражданами на случай наступления какого-либо риска, но не для того, чтобы получить какое-либо страховое возмещение, а на финансирование соответствующих затрат государства.

И Классическая теория налогов, или теория налогового нейтралитета связывается прежде всего с именами А. Смита, Д. Рикардо, Д. Милля , рассматривает налоги как источник покрытия государственных затрат без какой-либо регулирующей роли и последствий для экономики. Сходных позиций придерживались и некоторые русские ученые, в частности, М.

Сперанский и Н. Энгельс исследовали ряд экономико-финансовых проблем, в том числе и налоговые отношения. Согласно К. Марксу, "в налогах воплощено экономически выраженное существование государства"1.

Налогообложение было впервые определено как совокупность экономических отношений. Вместе с тем налоги рассматривались и как возможный инструмент достижения политических целей: "Если демократы предлагают пропорциональный налог, рабочие должны настаивать на налоге, ставки которого растут так быстро, что крупный капитал при этом должен погибнуть"2. Кейнсианская теория выдвинута в 1936 г. Кейнсом , согласно которой налоги являются инструментом регулирования экономики; в том числе они необходимы, чтобы изымать излишние сбережения, которые в условиях неполной занятости пе вкладываются в производство и являются пассивным источником дохода.

Ш Теории социалистического хозяйства А. Пискотин, Л. Минц доказывали принадлежность налогов преимущественно капитализму и в меньшей степени социализму: "Социалистическая система хозяйствования обеспечивает государственному бюджету принципиально иные источники доходов, чем система капитализма. Налоги перестают здесь быть экономическим воплощением государства. Рост доходов от социалистического хозяйства позволяет проводить систематическое снижение налогов с населения...

Фридманом основана на регулировании экономики главным образом через денежное обращение. Налоги вместе с иными механизмами воздействуют на денежное обращение, в частности, изымают излишнее количество денег. Теория экономики предложения сформулирована в начале 1980-х годов А. Лаффером, М. Бернсом, Г. Стайном исходит из того, что налогообложение угнетает инвестиционную и предпринимательскую активность. Снижение налогового бремени и предоставление налоговых льгот приведет к бурному экономическому росту.

Таким образом, для дальнейшего анализа налоговых систем в том числе современной российской имеется определенная теоретическая база. Этот анализ целесообразно начать с сущности налоговых отношений. Основные функции налогов Полнтэкоиомическое содержание налоговых систем в наибольшей мере проявляется в налоговых функциях. Они выражают объективно обусловленную направленность налоговых отношений. С одной стороны, налоги имеют ярко выраженную цель получения средств, а с другой, - налоги преследуют определенные экономические цели, например, регулирования или стимулирования, что проявляется на практике в формах льгот, финансовых и других санкций2.

В условиях кризиса эффективность регулирующей роли налогов заметно снижается. Как утверждает И. Горский, при таких обстоятельствах она вообще близка к нулю. Однозначности в выделении функций налогов к настоящему времени нет.

Ряд авторов акцентируют внимание на двух функциях: фискальной и регулирующей4. Другие рассматривают контрольную, фискальную и регулирующую функции5.

Левый угол пуст. Следуя плану, он бросился в проход и, оказавшись внутри, лицом к правому углу, выстрелил. Пуля отскочила от голой стены и чуть не попала в него. Он стремительно развернулся и едва сдержал крик.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: [Налоги] Какие налоги платит ООО. Общая система, УСН, ЕНВД.


Комментарии 4
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий