+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Выездная налоговая проверка основания и порядок проведения

Порядок проведения камеральных налоговых проверок Например, одним из оснований проведения выездной налоговой проверки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

выездная налоговая проверка основания и порядок проведения
Проведение выездной проверки осуществляется в отношении тех компаний, которые попадают под определенные критерии. Основание проведения.

Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. Выездные налоговые проверки могут быть проведены только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Предмет проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налога. При этом может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором назначена данная проверка.

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирует Налоговый кодекс. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика плательщика сбора, налогового агента может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено 89 статьей НК РФ. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Сроком проведения проверки является время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В ходе проверки должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

Должностные лица налоговых органов, проводящие выездную налоговую проверку имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Они имеют право производить осмотр территорий, помещений и объектов налогообложения. Осмотр проводится в присутствие понятых не менее 2 человек , может производиться фото-видео съемка. О производстве осмотра составляется протокол. В случае воспрепятствования доступу должностных лиц на указанные территории составляется акт.

На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения против воли проживающих в них физических лиц иначе как на основании судебного решения не допускается.

Для получения необходимых для проверки документов, налогоплательщику предъявляется требование о предоставлении документов заверенных копий в течение 10 дней со дня получения требования. Отказ от предоставления требуемых документов приравнивается к налоговому правонарушению и влечет за собой ответственность. В этом случае в определенные сроки в ночное время — нельзя производится выемка необходимых документов на основании постановления должностного лица налогового органа.

При выемке необходимо присутствие понятых и лиц, у которых эта выемка производится. По итогам выемки составляется протокол. Также может быть назначена экспертиза, привлечены специалисты и переводчики при необходимости. По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих, а также делаются ссылки на статьи Налогового кодекса, которые предусматривающие ответственность за конкретные нарушения законодательства о налогах.

Налогоплательщик вправе в течение 15 дней представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 10 дней акт проверки и документы рассматриваются руководством налоговой инспекции, и по ним принимается решение.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки: выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика за исключением случаев, указанных в абз.

Право ИФНС на выездную проверку Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений. Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации постановление ФАС Поволжского округа от 29.

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки перечень проверяемых налогов , периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем. Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка? Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика п.

Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции. О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика. Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции.

Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки. Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20. Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки? Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 6 месяцев п. Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление. Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки указанный документ должен быть вручен в тот же день.

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки: начало выездной налоговой проверки вручение решения о проведении ; процесс проведения проверки максимально — 1 год 3 месяца ; завершение проверки составление справки о проведении выездной налоговой проверки. Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки.

Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки абз.

Итоги Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст.

Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения. Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки. Что является основанием для выездной налоговой проверки. Порядок.

Первичная проверка по уточненной налоговой декларации, поданной налогоплательщиком Период, за которые подана уточненка, даже если он превышает три года абз. Проверка должна начаться не позднее трех месяцев с момента уплаты налога на прибыль или имущество Без ограничений абз. Если налоговики работают на территории компании, то они могут ознакомиться с оригиналами документов. Если проверка проводится на территории ИФНС, компания обязана предоставить заверенные копии.

Сроки предоставления указывают инспекторы. Законодательство содержит ряд ограничений на проведение выездных проверок. По общему правилу повторная проверка одного и того же периода по тому же налогу не проводится абз. Но из этого правила есть исключения. Ограничено и количество проверок: в течение года проводится не более двух проверок компании и в каждом ее филиале абз.

Данное ограничение не распространяется на повторные проверки абз. В исключительных случаях руководитель налогового органа может назначить дополнительную выездную проверку абз. Однако понятия и перечня исключительных случаев НК РФ не содержит. Если компания контролировалась в рамках налогового мониторинга, ее не проверяют. За исключением следующих случаев п. Оформление результатов выездной налоговой проверки Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки регламентируется ст.

Справку вручают руководителю компании или предпринимателю в день ее составления. Еще два месяца налоговикам предоставлено на составление акта по результатам контроля.

В течение пяти рабочих дней акт направляют организации или предпринимателю. Налогоплательщик в случае несогласия с выводами проверяющих вправе направить в ИФНС возражения на составленный акт. Срок представления возражений — один месяц ст.

Ознакомиться с услугами... В ходе выездных налоговых проверок у проверяемых лиц нередко возникают вопросы о том, насколько правомерны действия налоговых инспекторов, как часто, в какие сроки и в каких формах могут проводиться проверки. Чтобы во всеоружии встретить проверяющих, налогоплательщик должен великолепно ориентироваться в НК РФ, знать свои права и обязанности, а также действия, которые можно предпринять для успешного прохождения проверки.

Что такое выездная налоговая проверка Выездная налоговая проверка — то, чего больше всего боятся налогоплательщики. Это связано не только с опасениями выявления нарушений и доначисления налогов. Но и с тем, что в ходе процедуры проверяющие длительное время находятся на территории налогоплательщика, нарушая привычный рабочий распорядок компании. На заметку При невозможности проведения выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика из-за отсутствия свободного помещения см.

При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы главы 26. Отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах не могут являться предметом проверки. Перед началом проверки налоговые органы обязаны предъявить руководителю организации решение о проведении выездной налоговой проверки.

Статья 89 НК РФ определяет все необходимые сведения, указываемые в решении: полное и сокращенное наименование организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; предмет проверки; периоды, за которые проводится проверка см.

Основными задачами выездной проверки являются: исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого с формированием выводов о правильности исчисления и полноте уплаты необходимых налогов и сборов; выявление ошибок и искажений в исследуемых документах и фактов нарушения порядка ведения бухучета; анализ влияния этих нарушений на формирование налоговой базы организации; доначисление при необходимости сумм налогов, не уплаченных или не полностью уплаченных из-за наличия ошибок и нарушений, а также привлечение налогоплательщика к ответственности.

Налоговые службы имеют право проверить только те вопросы и тот период, которые заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в уже принятое решение запрещено. Датой начала выездной проверки считается дата вынесения налоговым органом решения о ее проведении пункт 8 статьи 89 НК РФ. Таким образом, проверка начинается еще до того, как о ней узнает проверяемая организация. При этом существуют ограничения по срокам и количеству выездных проверок одного налогоплательщика.

Например, количество ежегодных проверок организации не может быть более двух. Если налоговая инспекция планирует провести третью за год проверку, проверяемая компания имеет право обжаловать это решение, но только в том случае, если это не повторная выездная проверка. Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении, если иное не предусмотрено НК РФ.

При этом ограничение периода проверки тремя годами не распространяется на текущий год деятельности компании, и, учитывая, что в НК РФ на счет текущего периода нет никаких указаний, проведение выездной налоговой проверки в его отношении также вероятно. Дело также в том, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам и сборам, по которым назначена проверка, а по многим налогам они составляют 1 год.

Другое дело — НДФЛ. Взимать налог с дохода физлиц и перечислять его в бюджет нужно в более короткие сроки. Налоговые органы могут включить НДФЛ в выездную проверку и за период ее назначения, а значит и в текущем году по этому налогу ФНС может сделать не только доначисление, но также выставить штрафную санкцию и начислить пени. Основания для проведения налоговой проверки По общему правилу согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ выездную проверку инициирует руководитель налогового органа, расположенного по месту нахождения налогоплательщика.

Тем не менее в некоторых случаях возможны исключения: В отношении крупнейшего налогоплательщика решение о выездной проверке выносит налоговый орган, осуществлявший постановку налогоплательщика на учет. Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации инициируется налоговым органом по месту нахождения этого подразделения, а не по месту нахождения головного предприятия.

Провести плановую выездную проверку налоговая инспекция может в отношении любой компании и в любое время согласно плану. Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Вероятность включения организации в план проверок значительно повышается, если ее деятельность характеризуется следующими факторами: Низкая налоговая нагрузка.

Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет. Низкая рентабельность. Зарплата сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе. Неоднократное приближение к предельным показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов организации. Неоднократное снятие организации с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.

Речь идет о системе управления рисками, в автоматическом режиме распределяющей налогоплательщиков по 3 группам налогового риска на основе деклараций НДС и имеющейся у ФНС информации о деятельности налогоплательщиков. Кроме плановой проверки налоговые органы могут провести и внеплановую, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ основаниями для проведения внеплановой выездной налоговой проверки являются реорганизация или ликвидация предприятия. Выездные налоговые проверки могут быть первичными или повторными. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей по тем же налогам и за тот же период по двум основаниям: для контроля над деятельностью органа, проводившего первичную проверку, со стороны вышестоящего налогового органа; в случае предоставления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного, при этом проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключением являются случаи, когда невыявленные нарушения стали результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим. Если в ходе процедуры обнаружились факты нарушения законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, ФНС сообщает об их наличии в соответствующий территориальный орган или центральный аппарат такого ведомства см.

Однако факты, не относящиеся к цели выездной налоговой проверки, могут быть отражены в акте проверки только в той ситуации, когда они обусловили деяния, имеющие признаки налоговых правонарушений.

В выездной налоговой проверке участвуют представители обеих сторон — проверяющей и проверяемой. Это лица, которые в соответствии с НК РФ наделены полномочиями или имеют права и обязанности при совершении действий в ходе проведения выездной проверки. Их можно разделить на три группы.

Субъекты, осуществляющие налоговую проверку — налоговые органы. Субъекты, чья деятельность проверяется в ходе выездной проверки — налогоплательщики, налоговые агенты.

Субъекты, которых привлекают к участию в выездной проверке, — эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели, сотрудники правоохранительных органов. При проведении выездной проверки налоговики используют 2 группы методов: Выборочная или сплошная проверка. При выборочной проверке проверяется только часть документов по некоторым налоговым периодам и выявляются нарушения систематического характера, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах.

Выборочные проверки позволяют сэкономить время на проведение проверки, но при этом остается риск пропуска ошибок и нарушений со стороны проверяемых. Сплошная проверка подразумевает проверку всей документации проверяемой организации за отчетный период.

При сплошном методе вероятность упущения нарушений крайне низка, поэтому в большинстве случаев налоговые органы предпочитают именно этот метод. Тематическая или комплексная проверка.

Тематическая проверка представляет собой проверку по одному или нескольким выбранным заранее налогам. Комплексная проверка — это проверка организации по всем уплачиваемым ею налогам.

Выездная налоговая проверка проводится в несколько этапов: Этап 1. Принятие решения о проведении проверки и ознакомление с ним налогоплательщика. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем. Подписание решения неуполномоченным лицом может повлечь за собой его отмену.

Этап 2. Проведение выездной налоговой проверки. Перед непосредственным началом проверки сотрудники налоговых органов проводят собеседование с руководителем организации, главным бухгалтером и лицами, ответственными за начисление и уплату налогов. Уклоняться от собеседования не стоит, поскольку в ходе него решаются вопросы организации проверки, а также предоставляется общая информация о деятельности проверяемой компании. В ходе самой проверки возможны следующие процедуры: Инвентаризация пункт 13 статьи 89 НК РФ проводится с целью проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах проверяемой организации.

Осмотр статьи 91 и 92 НК РФ. Сотрудники налогового органа в ходе проверки имеют право осматривать любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, — склады, офисы, торговые залы и так далее. При осмотре обязательно должны присутствовать не менее двух понятых. Препятствовать доступу проверяющих в помещение или здание категорически не рекомендуется, поскольку в этом случае налоговые органы составляют акт пункт 3 статьи 91 НК РФ.

Этот акт дает им право самостоятельно определить сумму налога к уплате только на основании имеющихся у них данных о компании или по аналогии с другими налогоплательщиками. Истребование документов статьи 93 и 93. Налогоплательщик обязан передать проверяющему все необходимые для проведения проверки документы.

Выемка статья 94 НК РФ. Производится для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства. Следует учитывать, что выемку нельзя производить в ночное время с 22. Экспертиза и получение экспертного заключения статья 95 НК РФ. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым и другим вопросам, знаниями в области которых обязаны обладать сами проверяющие.

Допрос статья 90 НК РФ. При необходимости в ходе проверки проводится допрос свидетелей, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение при осуществлении контроля со стороны налоговых органов. В качестве таких свидетелей могут выступать любые физические лица, за исключением тех, кто по роду деятельности имеет доступ к профессиональной тайне, — адвокаты, аудиторы, врачи, нотариусы и священнослужители.

При вызове на допрос они имеют право заявить о невозможности давать показания пункт 2 статьи 90 НК РФ.

Этап 3. Документальное оформление итогов проверки и ознакомление с ними проверяемого. Результаты выездной налоговой проверки В последней день проведения выездной проверки проверяющие в обязательном порядке составляют справку, содержащую информацию о предмете проверки, сроках проведения и вручают ее налогоплательщику. Эта справка фиксирует факт окончания проверки, при этом дата составления справки и дата окончания проверки должны совпадать.

Сразу после вручения справки налоговый орган обязан прекратить проведение всех мероприятий по выездной проверке. В акте фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки: Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе статья 116 НК РФ. Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета пункт 1 статьи 119 НК РФ. Непредоставление налоговой декларации пункт 1 статьи 119 НК РФ. Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения статья 120 НК РФ.

Неуплата или неполная уплата налогов и сборов статья 122 НК РФ. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов статья 123 НК РФ. Непредоставление налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля пункт 1 статьи 126 НК РФ.

Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса статья 129. Прочие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки.

Проведение выездной проверки осуществляется в отношении тех компаний, которые попадают под определенные критерии. Основание проведения.


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий