+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Ответственность налогового органа за нарушение сроков

Установлена ответственность налоговых органов за нарушение срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Обжалование решений налоговых органов

Какова ответственность налоговых и таможенных органов?

ответственность налогового органа за нарушение сроков
35 НК РФ налоговые и таможенные органы несут ответственность за В эти сроки не включается, однако, время производства по уголовному делу.

Применительно к сфере налогообложения необходимо четко различать ответственность налоговых и таможенных органов как государственных контролирующих органов и ответственность должностных лиц этих органов. Виды, основания и механизм привлечения к ответственности налоговых и таможенных органов и их должностных лиц существенно различаются.

Согласно п. При этом убытки подлежат возмещению в полном объеме. Под убытками в соответствии с п. Убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате неправомерных действий решений или бездействия налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и других работников, возмещаются за счет средств федерального бюджета абз.

Вред, причиненный налогоплательщикам правомерными действиями решениями налоговых органов и таможенных органов, а также должностных лиц и других работников этих органов, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законом п. Статьей 35 НК РФ установлено, что налоговые органы, а также их должностные лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий решений или бездействия, а равно неправомерных действий решений или бездействия должностных лиц и других работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Какова ответственность должностных лиц и других работников налоговых и таможенных органов? В соответствии с п.

В соответствии с действующим законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых и таможенных органов своих должностных обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности. Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц налоговых и таможенных органов?

Должностные лица налоговых органов, являясь государственными гражданскими служащими, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. Российская газета. N 162. Должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную ответственность согласно положениям Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 1396. СЗ РФ. N 224. В соответствии с общими правилами привлечения к дисциплинарной ответственности следует отметить следующее. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного должностным лицом налогового или таможенного органа дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения его должностных обязанностей.

Применяется дисциплинарное взыскание непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово- хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

В эти сроки не включается, однако, время производства по уголовному делу. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания должностное лицо налогового или таможенного органа не подвергнуто новому дисциплинарному взысканию, то оно считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя вправе снять с него дисциплинарное взыскание и до истечения одного года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению должностного лица налогового или таможенного органа или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Каков порядок привлечения к материальной ответственности должностных лиц и других работников налоговых и таможенных органов? Материальную ответственность должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут перед тем налоговым или таможенным органом, с которым они связаны трудовым договором.

В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения действий или бездействия.

Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. Согласно ст. Неполученные доходы упущенная выгода взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества , а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

В случаях, указанных в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных законах, работник несет полную материальную ответственность. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Кроме того, полная материальная ответственность может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации или главным бухгалтером.

Административная ответственность должностных лиц налоговых и таможенных органов Правовую основу привлечения должностных лиц налоговых и таможенных органов к административной ответственности за неправомерные действия или бездействие в сфере налогообложения составляет КоАП РФ. При этом под должностным лицом для целей привлечения к административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Организационно-распорядительные функции реализуются в сфере подчиненности одних лиц другим, то есть выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают в себя, например, подбор и расстановку кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

Административно-хозяйственные функции представляют собой полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах органов и учреждений, по принятию решений о начислении заработной платы и премий, по осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т.

Данные определения организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций отсутствуют в КоАП РФ. Они приведены в п. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Однако в связи с тем, что трактовка понятия должностного лица в примечании 1 к ст.

То же и с трактовкой термина "представитель власти". В соответствии со ст. Применительно к уголовному праву подобное определение содержится в примечании к ст. В соответствии с примечанием к ст. Данное определение представителя власти имеет значительное сходство с определением должностного лица, приведенным в примечании 1 к ст. В известной степени подобная нечеткость законодательных дефиниций нивелируется разъяснениями Верховного Суда РФ.

Так, согласно п. N 6 к представителям власти следует относить, в частности, лиц, осуществляющих исполнительную власть, а также работников государственных надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности например, наделенные соответствующими полномочиями работники налоговых и таможенных органов.

Безусловно, данное разъяснение ВС РФ имеет значение как в уголовном, так и в административном праве. Постоянное осуществление функций предполагает занятие лицом определенной должности - по выборам, по назначению. Временное осуществление функций - также замещение определенной должности, но только по назначению и на конкретный, как правило непродолжительный, срок.

Осуществление функций по специальному полномочию означает, что лицо выполняет определенные функции, возложенные на него без замещения должности законом, иным нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо уполномоченным на то органом или должностным лицом например, стажеры налоговых и таможенных органов.

Такие функции могут осуществляться в течение конкретно обозначенного периода времени или для выполнения заранее указанного объема работы, либо они могут носить разовый характер. При этом в случае привлечения к любому виду ответственности будь то дисциплинарная, административная или уголовная необходимо учитывать следующее. Должностное лицо может нести ответственность по службе только при условии, что должностные функции были возложены на данное лицо в установленном законом порядке и только в пределах предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей.

В сфере налогообложения должностными лицами налоговых и таможенных органов могут быть совершены следующие административные правонарушения: отказ в предоставлении гражданину информации ст.

Как видно, все вышеперечисленные составы административных правонарушений имеют общий характер. Составов, специально посвященных административным правонарушениям должностных лиц налоговых и таможенных органов, КоАП РФ в настоящее время не содержит. То же можно сказать и о положениях УК РФ в части уголовной ответственности должностных лиц налоговых органов.

Какие последствия возникают при нарушении налоговым органом срока камеральной проверки?

Установлена ответственность налоговых органов за нарушение срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика либо срока вручения банку такого решения 1.

Установлена ответственность налоговых органов за нарушение срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика либо срока вручения банку такого решения С 1 января 2009 г.

Кроме того, с 2009 г. Согласно абз. Вручаться оно может под расписку или в электронном виде либо иным способом, свидетельствующим о дате получения банком такого решения, то есть оно может направляться по почте заказным письмом, а датой его вручения будет считаться день получения банком письма.

Однако ответственность налогового органа за нарушение срока отмены решения о приостановлении операций либо направления такого решения не была предусмотрена. С 1 января 2010 г. Проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, по ставке рефинансирования Банка России действовавшей в период приостановления операций или вручения решения об отмене приостановления.

Таким образом, теперь налогоплательщику, в отношении которого действовал режим приостановления операций по счетам в банке, налоговый орган, нарушивший срок отмены решения о приостановлении либо срок вручения банку такого решения, должен уплачивать проценты за каждый календарный день просрочки.

Следует отметить, что согласно Письму Минфина России от 12. Дело в том, что в целях налога на прибыль не учитываются проценты, полученные из бюджета в случаях, предусмотренных ст.

Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых Об административной ответственности должностных лиц кредитной но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки. (в ред. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении.

Ответственность за нарушения отчетности по НДФЛ

Несоблюдение этих требований сотрудниками налоговых органов может привести к нарушению прав налогоплательщика. От того, насколько значительным является нарушение, будет зависеть перспектива обжалования ненормативного акта налогового органа. В данной статье рассмотрим, какие существенные и несущественные процессуальные нарушения могут быть допущены инспекторами налоговых органов при проведении камеральных проверок. Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки далее — проверка закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Отклонение от норм, регулирующих данный порядок, влечет нарушение законодательства о налогах и сборах и может привести к нарушению прав налогоплательщика. Поэтому несоблюдение порядка проведения проверки не раз становилось предметом разбирательства в арбитражных судах. Но, как показывает практика, далеко не все нарушения суды считают достаточным основанием для отмены решения налогового органа.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся процессуальные нарушения, допускаемые инспекторами налоговых органов при проведении камеральных проверок. Нарушение сроков проведения камеральной проверки Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев на основании налоговой декларации, поданной налогоплательщиком в ИФНС пп.

Независимо от того, когда инспекторы фактически приступят к проведению проверки, срок ее проведения начинает течь со дня, следующего за днем представления декларации п. Крайней датой окончания камеральной налоговой проверки следует считать последний день трехмесячного срока, установленного ст.

Вместе с тем на практике налоговые органы нередко пропускают трехмесячный срок проведения проверки и увеличивают его. По итогам анализа судебных актов можно сделать вывод, что при незначительном пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение может быть оценено арбитрами как несущественное.

Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06. Диаметрально противоположную позицию занимают арбитры в случае длительного пропуска срока проведения проверки. Как видно из содержания судебных актов, нарушение в виде пропуска срока проведения камеральной проверки признается судами существенным в зависимости от того, сколько времени прошло с момента истечения срока. При этом важно помнить, что в соответствии с положениями ст. Поэтому участие в процессе профессионального представителя увеличивает шансы налогоплательщика убедить суд в том, что пропуск срока проведения проверки привел к существенному нарушению прав налогоплательщика и что данное обстоятельство может служить основанием для отмены решения.

Именно такими профессионалами являются налоговые юристы КСК групп, имеющие большой опыт оспаривания решений налоговых органов. Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки уполномоченными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки в соответствии со ст.

Данный акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания проверки, однако, нередко налоговые органы нарушают установленный срок.

Причем, как показывает практика, данное нарушение не признается арбитражными судами существенным и не влечет безусловной отмены оспариваемого решения.

Рассматривая подобные споры, суды указывают на нарушение сроков составления акта только в совокупности с иными обстоятельствами, которые влекут за собой отмену решения, вынесенного по результатам налоговой проверки постановления ФАС Московского округа от 11. Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки В соответствии с положениями п.

На практике довольно часто встречаются ситуации, в которых уполномоченные лица налоговых органов пропускают сроки вручения акта, но при этом суды часто не считают данное нарушение достаточным основанием для отмены спорного решения и становятся на сторону государственного органа. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, в постановлении от 01. Пропуск срока принятия решения по итогам камеральной проверки Решение по итогам налоговой проверки должно быть принято инспекцией в течение 10 дней с момента истечения месячного срока, который, согласно п.

Однако в Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что неисполнение указанной нормы может повлечь отмену вынесенного решения. Отчасти поэтому налоговые органы не всегда исполняют предписание закона и нередко выносят решение по итогам камеральной налоговой проверки с опозданием. Более того, арбитры при разрешении споров, вытекающих из-за нарушения указанной нормы, как правило, становятся на сторону налогового органа.

Так, например, Арбитражный суд Уральского округа постановление от 20. Нарушение процедур рассмотрения материалов камеральной проверки В силу абз. Такими процедурами являются: обеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов; предоставление налогоплательщику возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.

Нарушение права на участие в рассмотрении материалов часто выражается в неуведомлении проверяемого лица о проводимых в отношении него мероприятий налогового контроля. Так, если налогоплательщик не был извещен о месте и времени проведения процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, это может стать основанием для отмены решения налогового органа постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что данное нарушение может стать основанием для признания решения недействительным. Так, например, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал существенными допущенные инспекцией нарушения положений п. Суд указал, что уполномоченные лица налоговых органов не предоставили налогоплательщику результаты почерковедческой экспертизы, хотя именно они легли в основу правовой позиции инспекции по вопросу отсутствия реальных хозяйственных операций с контрагентом.

Нарушив указанную норму, налоговый орган лишил налогоплательщика возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.

Так, например, в постановлении от 28. Таким образом, отсутствие у налогоплательщика копий документов выписок из документов , подтверждающих факты допущенных им нарушений, не позволяет ему в полной мере реализовать свое право на представление объяснений возражений по сведениям, содержащимся в этих документах, и оценить их влияние на обоснованность выводов акта.

Из вышеприведенных норм следует, что уполномоченные лица налоговой службы должны предоставить проверяемому лицу возможность в полной мере воспользоваться правом на защиту своих интересов при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. В противном случае нельзя говорить о соблюдении процедуры рассмотрения итоговых материалов налоговой проверки и соответственно о вынесении законного решения.

Дать объективную оценку действиям сотрудников налоговой службы и добиться отмены акта налогового органа, в том числе по процессуальным основаниям, могут только профессиональные налоговые юристы. Необходимым опытом решения таких задач обладают специалисты КСК групп. Библиографический список Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.

Поручительство: налоговые риски и последствия Налоговые агенты должны ежегодно подавать сведения о доходах физических лиц и сумме начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.

С 2016 года налоговые агенты ежеквартально должны представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ, формат и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС России от 14.

Недостоверные сведения и их выявление С 2016 года действует новый вид ответственности для налоговых агентов — штраф за представление отчетности по НДФЛ с недостоверными сведениями, установленный ст. Согласно данной норме налогового агента смогут оштрафовать на 500 руб. Причем определения того, какие сведения считаются недостоверными, в НК РФ нет.

Ранее контролирующие органы в своих разъяснениях высказывали разные точки зрения. Так, в письмах ФНС России от 09. В то же время отсутствие ИНН в справке 2-НДФЛ, прошедшей форматный контроль, не считается правонарушением, за которое взыскивается штраф по ст.

При этом организация — налоговый агент должна предпринять все возможные меры по идентификации налогоплательщика, получившего от нее доход, включая направление в налоговый орган запроса об ИНН. Такая позиция была высказана в письмах Минфина России от 18. В Письме от 09. Данное письмо доведено до территориальных инспекций. Недостоверными сведениями в справках 2-НДФЛ может быть признано некорректное отражение персональных данных физических лиц: Ф. О, ИНН, паспортных данных, даты рождения, а также иных сведений в отчетности.

В обеих формах — 2- НДФЛ и 6-НДФЛ — недостоверными сведениями могут быть признаны: неверное отражение кодов доходов и вычетов, неправильное отражение сумм, в том числе из-за арифметических, технических ошибок, опечаток, даже если ошибка привела к переплате, неисчисление или неполное исчисление НДФЛ, ошибки, которые привели к нарушению прав физических лиц неправильное отражение налоговых вычетов , любые иные ошибки.

Такие ошибки могут быть обнаружены контролирующими органами в расчете по форме 6-НДФЛ при камеральной, выездной налоговых проверках и вне рамок этих проверок ст. Недостоверность сведений, отраженных налоговым агентом в справках по форме 2-НДФЛ, определяется в рамках проведения выездной налоговой проверки за соответствующий период или вне рамок ее проведения ст.

Камеральные проверки в отношении справки 2-НДФЛ налоговики проводить не могут, поскольку она не является декларацией ст. При обнаружении ошибок налоговый орган должен выслать требование о предоставлении пояснений либо уведомить вас о вызове в ИФНС ст. При этом он должен указать, какие именно ошибки были выявлены. Когда штрафа может не быть? Штрафа за ошибки в справках 2-НДФЛ и расчете 6-НДФЛ можно избежать, если налоговый агент сам обнаружит ошибку и представит исправленные формы до того, как инспекция узнает об ошибке или назначит выездную проверку по НДФЛ п.

Уточненные справки 2-НДФЛ представляются по форме, которая действовала в налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения п. При представлении уточненного расчета по форме 6-НДФЛ на титульном листе указывается номер корректировки разд. II Порядка заполнения и представления расчета. В случае если ошибка привела к занижению налога, до подачи уточненного расчета надо доплатить налог и пени ст.

Это не относится к случаям, когда от инспекции уже получено требование пояснить выявленные ошибки либо иной документ, свидетельствующий об обнаружении недостоверных данных.

Освобождение от ответственности не применяется, если налоговый агент представил отчетность с ошибками, которые были исправлены после обнаружения их налоговым органом письмо Минфина России от 30. Оговорки о том, что штрафовать будут только после того, как истек срок представления отчетности в НК РФ, нет. Поэтому, если до предоставления уточненных сведений ИФНС обнаружила, что в отчетности содержатся недостоверные сведения, на организацию может быть наложен штраф в размере 500 руб.

Кроме того, ФНС России напомнила, что оштрафовать налогового агента будет нельзя, если со дня нарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено нарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности прошли три года п. Обратите внимание, что штраф за недостоверные сведения по ст.

При выявлении налоговым органом начиная с 2016 года недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ, представленных до 2016 года, ответственность по ст. В случае представления недостоверной информации, которая не привела к потерям бюджета либо к нарушению прав физических лиц, ФНС России советует проверяющим учитывать смягчающие обстоятельства п. Одним из обстоятельств, исключающих ответственность, является выполнение письменных разъяснений Минфина и ФНС, касающихся порядка исчисления уплаты и иных вопросов применения налогового законодательства подп.

Это относится и к тем случаям, когда налоговая служба изменила свое мнение по отражению данных в отчетности. То есть, если будет дано разъяснение, отличное от ранее выпущенного, оштрафовать вас на 500 руб.

Ответственность за непредставление За непредставление в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ налоговым агентом в инспекцию по месту учета взимается штраф в размере 1000 руб. Если расчет 6-НДФЛ не представлен в течение 10 рабочих дней после последнего дня установленного законом срока, налоговики по истечении этого срока вправе заблокировать банковские счета организации.

ФНС указала, что, прежде чем заблокировать счет, инспекции должны убедиться в том, что организация является налоговым агентом. Решение об отмене приостановления операций по счетам инспекция должна принять не позднее чем на следующий рабочий день после сдачи отчета ст.

Штраф за несвоевременную подачу справок 2-НДФЛ по итогам года остался прежним: 200 руб. В случае если численность работников, которые получили от налогового агента доходы, составляет менее 25 человек, отчет по форме 6-НДФЛ может быть представлен на бумаге. При этом в НК РФ не говорится, что при нарушении этого требования расчет не считается представленным. Поэтому, если организация отчиталась по форме 6-НДФЛ за 25 и более физических лиц на бумаге, но сделала это в срок, блокировать ее банковские счета и штрафовать за опоздание с расчетом налоговики не вправе.

За несоблюдение порядка представления расчета 6-НДФЛ бумага вместо электронного вида штраф составит 200 руб. В случае если при привлечении к ответственности налогового агента не будут учитываться обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика, смягчающие обстоятельства действия налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящей УФНС в соответствии со ст.

Книги нашего издательства: серия История.

- Налоговые агенты должны ежегодно подавать сведения о Ответственность за нарушения отчетности по НДФЛ С года налоговые агенты ежеквартально должны представлять в налоговый орган по после того, как истек срок представления отчетности в НК РФ, нет.


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий