+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налоговая политика и теория налогов

Дисциплина: Экономика Налоги и налоговая система РФ Налоговый менеджмент Теория и практика поиска налогового предела,

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Фрагмент видеокурса "Налоговый учет и расчет налога на прибыль 2019"

Вы точно человек?

налоговая политика и теория налогов
В статье рассматривается значение налоговой политики государства, уточнены Выявлены субъекты, несущие налоговые риски, причины рисков, пути их Теория налогов развивается и совершенствуется по мере развития.

Мария Соберова Содержание Введение 3 1. Основные черты классической теории налогообложения 3 2. Кейнсианская теория налогообложения 5 3. Неоклассическая теория налогообложения 6 4. Теория экономики предложения 7 5. Теория монетаризма 8 6. Неокейнсианская теория налогообложения 8 7.

Атомистическая теория и теория страхования 9 8. Современное состояние теории налогообложения 9 Заключение Error!

Bookmark not defined. Список литературы 10 2 Введение Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. Основные ее направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества. Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки общие теории налогов , в том числе и по отдельным вопросам налогообложения частные теории налогов.

Основные черты классической теории налогообложения Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, произошедших в обществе, государстве и экономике, изменился характер налоговых отношений.

Эти изменения предопределили необходимость систематического исследования проблем налогообложения. Меркантилисты Д. Локк, Т. Гоббс и др. XVII в. Кенэ, О. Мирабо, А. Тюрго кроме объектов налогообложения рассматривали вопросы, связанные со справедливостью налогообложения, с переложением налогов, с источниками доходов и т.

Но самым весомым в его учении являются выдвинутые им четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобность и дешевизна. Как А. Смит, так и другие представители классической буржуазной политической экономии: У. Петти 1623—1687 , Ж. Сей 1767-1832 и Дж. Милль 1773—1836 , также считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание системы путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства.

Государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции: охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка. С развитием производительных сил и совершенствованием производственных отношений в экономике произошли объективные циклические процессы промышленные кризисы в Англии 1825 г. Самыми разрушительными для экономик развитых стран стали экономические кризисы 1920—1921, 1929— 1933, 1937—1938 гг. Цикличность развития экономики продолжалась и после Второй мировой войны.

Однако Великая депрессия 1929—1933 гг. Появившиеся новые теории научного обоснования места и роли государства в экономических процессах и значения налогообложения в процессе государственного регулирования экономики можно разделить на два основных направления — кейнсианское и неоклассическое.

Кейнсианская теория налогообложения Проблемы налогообложения исследовал Дж. Теория Дж. Кейнса основана на необходимости создания эффективного спроса в виде условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. При этом эффективный спрос должен складываться из двух компонентов: ожидаемого уровня потребления и капиталовложений.

Только в условиях оптимального соотношения этих двух компонентов может наступить состояние полной занятости. Макроэкономический метод Дж. Кейнса предполагает, что условия процветания отдельной фирмы вовсе не идентичны условиям процветания экономики в целом.

Между ними могут возникать противоречия, решение которых следует искать на путях восстановления общенациональных экономических пропорций, и прежде всего, соответствия между спросом и предложением. В области налогов Дж. Лернер, Э. Хансен и др. Как Дж. Кейнс, так и его последователи считали, что именно такая налоговая политика способна обеспечить экономическую целесообразность и социальную справедливость при налогообложении.

Неоклассическая теория налогообложения Неоклассическая теория основывается на равновесии, достигавшемся благодаря механизму ценообразования в условиях совершенной конкуренции. В отличие от кейнсианской теории, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и поэтому существует необходимость прямого вмешательства государства в экономические процессы, неоклассическое направление теории налогообложения утверждает, что регулирующее воздействие государства должно быть направлено лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, и поэтому оно не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия.

Основоположник неоклассической модели Дж. Милль 1907 г. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагали, что таким образом можно создать эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост 6 национального богатства.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Теория экономики предложения Теория экономики предложения получила свое развитие в исследовании, проведенном в начале 1980-х годов в США рядом ученых под руководством профессора А.

Результаты исследования показали необходимость сокращения предельных налоговых ставок. Построив в виде параболической кривой количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, А. Лаффер пришел к выводу, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта. Рост налоговых поступлений возможен лишь до определенного предела повышения налоговых ставок, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение.

В этих пределах, как он считает, происходит только увеличение суммы доходов бюджета. Снижение налогов, по его мнению, стимулирует развитие экономики, что в свою очередь ведет к увеличению государственных доходов за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.

Теория монетаризма Разработанная в 1912 г. Фридманом теория монетаризма предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить, регулированием денежной массы в обращении.

Кроме того, монетаристы допускают возможность государственного регулирования процентных банковских ставок и ставок налогов в сторону их снижения. В остальном они предлагают не допускать государство к созданию национального богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен, поскольку оно государство с каждым годом, как правило, увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции.

Неокейнсианская теория налогообложения Неокейнсианцы достаточно убедительно ответили на поставленные хозяйственной практикой вопросы и предложили конструктивные варианты решения многих проблем экономики 1970-х годов. Они считали вредными, расстраивающими механизмы рынка и порождающими хозяйственные трудности такие формы государственного вмешательства в экономику, как кейнсианское антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции; а причину роста безработицы видели в системе государственного социального обеспечения.

Кроме того, расчет на финансовую помощь государства в пенсионный период приводит к увеличению доли текущего потребления, поскольку государственные затраты на социальные цели изменяют соотношение между расходуемой и сберегательной частями денежных доходов. Это приводит к снижению доли сбережений в совокупном доходе, уменьшаются объемы кредитных ресурсов и источников накопления, что в целом вызывает замедление экономического роста.

Английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор, являющиеся представителями неокейнсианства, предлагали разделить объекты налогообложения исходя из потребления, облагая при этом конечную стоимость потребляемого продукта.

Атомистическая теория и теория страхования Атомистическая теория впервые возникла во Франции. Это теория выгоды, обмена эквивалентов в результате соглашения между государством и гражданами. Основные ее аспекты были сформированы в эпоху Просвещения Ш. Монтескье, СП. Сторонники атомистической теории рассматривали налоги как плату за оказываемые им государством реальные и абстрактные услуги, например спокойствие за свое имущество охрана. То есть налогообложение, как писал Ш.

Монтескье, обеспечивало право жить в цивилизованном обществе. По словам Вольтера, уплачивать налог — значит отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное.

Развитием этих идей стали теории наслаждения и удобств страхования. Современное состояние теории налогообложения Современное состояние налогообложения показывает, что не существует какой-либо одной теории, которая стала бы рецептом для всех государств в деле строительства налоговых систем.

Однако практика показывает, что во многих странах применяется в качестве методологии налогообложения вариант взаимопроникновения всех трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма. Миляков Н. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. Брызгалина А. Волкова, [и др.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Налоги и налогообложение Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы: практикум Барсегян Р. Особенности организации работы и контроля налоговых органов в области применения контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением в РФ Большухина И. Налоговое планирование: учебно-практическое пособие Булатова Ю. Теория и история налогообложения Бушмин Е. Налоговая система России и налоговые доходы бюджета: учебник Бушмин Е.

Налоговая система России и роль налогов в формировании доходов бюджета: учебное пособие Ведерникова Т. Лабораторный практикум по налогообложению: учебное пособие Великов С. Налоговые риски при долевом строительстве: монография Вересов Т. Учет и налогообложение кредитов в иностранной валюте Викторова Н. НДС : тонкости начисления и уплаты. Книги покупок и продаж: практическое пособие Волошина А.

Налог с продаж и индивидуальный предприниматель Воробьева Л. Налоговый учет Воробьева Л. Налогообложение предприятий и организаций потребительской кооперации: монография Воронов А. Налоговый контроль в РФ: монография Гагаринова И. Реформирование налоговой системы РФ: практическое пособие Галеева Н. Налоговый менеджмент: учебное пособие Гварлиани Т. Налогообложение и таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: учебно-методическое пособие и практикум Глубокова Н. Налоговое планирование: учебно-методический комплекс Глубокова Н.

Теория и история налогообложения: учебное пособие Горина Г. Налогообложение торговых организаций: учебное пособие Гусько Т. Налоговая система государства. Налоги и их виды Дзебисов Н. Оптимальные системы налогообложения Ефимов С. Функции: практическое пособие Ефимова Т. Налогообложение организаций финансового сектора экономики : руководство по изучению дисциплины: учебное пособие Звягинцев В. Пути совершенствования налоговой политики государства: практическое пособие Зубарева И. Расчеты с бюджетом: практическое пособие Зубов П.

Льготы для юридических лиц. Налог на прибыль Капушин Л. Система налогообложения России: практическое пособие Коваленко В. Налогообложение доходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица: монография Колчин С.

Налоги в Российской Федерации: учебное пособие Кондратьева М. Налоги и налогообложение: учебно-практическое пособие Конева О. Учетно-аналитическое обеспечение управления налоговой нагрузкой малого предприятия: монография Косов М.

Налогообложение доходов и имущества физических лиц: учебное пособие Косов М. Налогообложение предпринимательской деятельности : Теория и практика: учебник Кротких В. Практика уклонения от налогов и методы противодействия ей Крутиков А.

Администрирование налогообложения доходов физических лиц: монография Куликов Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие Леонттьев А. Реформирование системы налогообложения. Актуальные вопросы: практическое пособие Матвеев С. Как налоговая система влияет на юридическое лицо: монография Мездрикова Т. За что платит налоги собственник жилья: практическое пособие Мечет О. Налоговая система Российской Федерации и перспективы ее развития: монография Мигунова М. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие Мозговой Д.

Налоговая политика в стимулировании экономической активности предпринимательства: монография Налоги и налоговое администрирование в системе экономической безопасности: учебное пособие Налоги и налогообложение: сборник задач Налоги и налогообложение: учебник Налоги и налогообложение: учебное пособие Налоги и налогообложение: учебное пособие Налоги и налогообложение: учебное пособие Налоги и налогообложение: учебное пособие, Ч.

I Налоги и налогообложение: учебное пособие, Ч. II Налоговая политика. Теория и практика: учебник Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой: монография Налоговая система России. Налогообложение горных предприятий: учебное пособие Налогообложение физических лиц : от теории к практике: учебное пособие Налогообложение физических лиц : от теории к практике: учебное пособие Оканова Т.

Региональные и местные налоги: учебное пособие Оканова Т. Налогообложение коммерческой деятельности: учебно-практическое пособие Организация и методика проведения налоговых проверок: учебное пособие Петров Н. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой: монография Полицан А. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц: действующий механизм ее определения и пути совершенствования Попова О.

Налогообложение в страховом деле: учебно-методический комплекс Пыртиков М. Упрощенная система налогообложения и проблемы ее развития: монография Сагиев Е. Применение упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации: практическое пособие Садовникова Н.

Прогнозирование в налогообложении: учебно-практическое пособие Сапелкина А. Налоговый учет и отчетность: практическое пособие Селезнева Н. Налоговый менеджмент : администрирование, планирование, учет: учебное пособие Содномова С. Теория и история налогообложения: учебное пособие Сосницкий В.

Налогообложение имущества физических лиц: анализ действующей системы и ее совершенствование: монография Стеба Н. Налогообложение природопользования: учебное пособие Сурков Ф.

Налогообложение взаимозачетных операций Суслова Ю. Упрощенная система налогообложения: сложные вопросы, оптимальные решения: практическое пособие Учет, налогообложение и аудит: учебное пособие Чернопятов А. Налоги и налогообложение: учебник Шкуренко Ш. Организация работы налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и своевременность уплаты налогов сборов Шувалова Е.

Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие Шувалова Е. Налогообложение природопользования: учебное пособие Щербаков К. Налогообложение игорного бизнеса: практическое пособие Якупов З. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учебное пособие Якупов З. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: учебное пособие Якупов З. Управление налоговыми платежами в условиях реорганизации и банкротства организаций: учебное пособие Управленческий учет Деловое общение и деловой этикет Деловой этикет.

В статье рассматривается значение налоговой политики государства, уточнены Выявлены субъекты, несущие налоговые риски, причины рисков, пути их Теория налогов развивается и совершенствуется по мере развития.

Тема 1. ТЕОРИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике. Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства.

В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании. Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему. Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики.

Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики. В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками.

Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений. Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие.

Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики. Формы налоговой политики Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям.

Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов.

В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках. Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг.

Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов.

Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов. Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов.

На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы. Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки.

Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается. В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их. Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты города, поселения. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством.

Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов. При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы.

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения.

В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния. В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г.

С 2009г. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов.

При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно.

В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются. Например, с 2008 г. С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России. В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики. Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований.

Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год. Литература 1. Майбуров и др.

На первом плане у А. Вагнера первая группа принципов, которые характеризуются необходимостью достаточности аккумулированных средств, а также включением в налоговую систему таких налогов, которые при увеличении потребностей можно было бы произвольно увеличить примером может служить подоходный налог в Англии в начале XX в. Вагнер развивал идею справедливости по отношению к источникам налогообложения, считая, что капитал должен также облагаться налогом Ж.

Сэй, Д. Позиция А. Вагнера была принята финансовой наукой. Борьба за равномерное распределение налогового бремени привела к тому, что к началу XX в. Вместе с тем необходимость совершенствования налоговой системы заставила выдвинуть еще дополнительно несколько принципов налогообложения.

Во-первых, налог не должен мешать развитию производства Ф. Во-вторых, налоговые платежи не должны затрагивать капитал, предназначенный для воспроизводства. В-третьих, налоги должны быть отменены или снижены, если они ведут к уменьшению потребления и производства. Вопрос о величине ставки налога был решен американским экономистом А. Лаффером в середине 70-х гг. XIX в. Он проанализировал взаимосвязь между доходами государственного бюджета и величиной налоговой ставки. Определил, что увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует снижения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов.

В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее влияние на совокупное предложение, что было учтено при проведении налоговой реформы в 80-х гг. Субъект налогообложения и носитель налога могут быть не одним и тем же лицом. Если субъект налога сможет переложить свой налог на другого, то он не является носителем налога. В силу этого возникает несоответствие между первоначальной адресностью налога и фактическим его плательщиком.

Процесс переложения налогов стал важной проблемой. Теории переложения налогов возникли одновременно с налоговыми теориями, являясь их составной частью. Абсолютные теории переложения налогов ставят проблему переложения как проблему исследования налогов с точки зрения их переложимости, используя априорный метод, связанный с попыткой абсолютно точно определить степень переложимости налогов и определить конкретного носителя налога. К данной группе относятся представители многих экономических школ и направлений.

Например, меркантилист Д. Локк считал, что все налоги, в том числе и на потребление, падают на собственника земли. Физиократы, используя выводы Д. Локка и опираясь на свою теорию чистого дохода, полагали, что все налоги падают на чистый доход с земли, что ведет к установлению единого налога с земли. Классическая школа в дальнейшем развила абсолютные теории переложения налогов. В частности, А. Смит считал, что большинство налогов перекладываются или на земельного собственника или на богатого потребителя.

Неперело- жимыми являются лишь поземельный налог, налог с собственности недвижимость, предметы роскоши. Согласно теории земельной дифференцированной ренты, Д. Рикардо определил условия переложения земельного налога: налог взимается со всех земель, поэтому он ведет к увеличению цены и тем самым перекладывается на потребителя.

При этом А. Смит и Д. Рикардо признавали переложимость налога на заработную плату и косвенных налогов. С данной концепцией был солидарен и Д. Согласно оптимистической теории переложения налогов, все налоги распределяются между налогоплательщиками соразмерно их платежеспособности Н. Равновесие налогового бремени наступает не сразу. Со временем уплаченные ранее налоги совершенствуются, что способствует его равномерному распределению.

Таким образом, каждый новый налог плох, так как представляет собой более или менее значительную тяжесть, а каждый старый налог хорош, ибо путем переложения он становится равномерным.

Оптимистическая теория переложения налогов появилась в начале XIX в. Тем самым теория являлась выразителем интересов имущих слоев капиталистического общества. Пессимистическая теория переложения была создана П. Прудоном и призвана была защищать наибеднейшие слои населения. Согласно данной теории любой налог обременяет главным образом бедных и приносит только вред.

Во второй половине XIX в. Например, германская финансовая школа отказалась от абсолютных теорий переложения. В отличие от абстрактных теорий переложения, немецкая школа впала в другую крайность - в эмпиризм. Данным подходом были сформулированы законы переложения К. Во-первых, переложение возможно лишь при изменении цены. Во-вторых, переложение затруднено от потребителя к продавцу. В-третьих, процесс переложения от продавца легче там, где налог взимается с цены. В-четвертых, налог невозможно переложить с определенных личных доходов жалование, заработная плата.

В-пятых, малопереложимы те налоги, которые не определяются по количеству товаров. Теория австрийской школы укрепила теоретические основы теории переложения. Представителями данного направления были применены теория предельной полезности и математический метод к анализу переложения налогов в условиях монополии и конкуренции, что позволило им сформировать определенные выводы. Во- первых, лучше облагать товары в последней стадии - у самого потребителя.

Во-вторых, непосредственное влияние налога заключается в уменьшении оборотного капитала. В-третьих, в результате высокого налога уменьшается потребление продукта.

Таким образом, переложение налогов представляет собой давление в виде налога, которое оказывает государство в процессе хозяйственной деятельности, переносимое на третьи лица посредством меновых сделок в целях перераспределения дохода между различными группами населения.

Американская финансовая школа в лице Э. Селигмена внесла значительный вклад в развитие теории переложения. Заслуга Э. Селигмена заключается в анализе переложения налогов с выделением условий, которые имеют значение для решения практических вопросов о вероятности переложения того или иного вида налога. По его мнению, вопрос о переложении - это вопрос о цене, где важно не только учитывать теорию стоимости, но и конкретные условия, влияющие на переложения налогов, с тем чтобы установить, в какой мере налог входит в состав цены, как он распределяется между производителем и потребителем.

Таким образом определяется степень переложимости налогов, и с учетом этого классифицируются основные виды налогов, что особенно важно при формировании и совершенствовании налоговой системы государства.

Финансовая наука 20-30-х гг. По размерам переложение может быть полным перекладывается налог полностью или частичным перекладывается определенная доля, часть налога. К условиям переложения относятся: уклонение от налога легальное или нелегальное , амортизация или погашение налога, поглощение, капитализация налога. Амортизация налога - уменьшение ценности облагаемого предмета. Поглощение налога - налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета.

Капитализация налога - ценность предмета увеличивается благодаря уменьшению налога. Кроме того, к условиям переложения могут относиться обязательность уплаты налога, где тот, кто фактически уплачивает налог, является и носителем и плательщиком налога одновременно в данном случае не существует процесса переложения налога. При переложении налога носитель и плательщик налога могут быть разными лицами.

Чем легче налог, по мнению Э. Селигмена, тем меньше возможность его переложить, так как налогоплательщик легко с ним мирится и отказывается от борьбы за его переложение.

Таким образом, финансовая наука рекомендует практике облагать те источники, с которых можно взыскать налог и он не будет переложен на третьи лица. Условия переложения налогов позволяют классифицировать налоги по их переложимости в целях управления процессом переложения и исчисления реальной налоговой нагрузки.

В качестве основных, практиковавшихся во всех странах, выступают следующие виды налогов: поземельные, налоги со строений, подушные поголовные , акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.

Поземельный налог выступал в двух формах - в виде десятины и налога на доход. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом.

Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая - государства. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселениях. Вторым реальным налогом являлся подомовый налог, который появился в практике европейских стран в XVI в. Подомовый налог взимался с дохода собственника.

Собственник мог получать доход двух видов: 1 прибыль на капитал, который собственник вложил в дом, и которую он получал в виде платы за квартиры с живущих в его доме; 2 поземельную ренту с того участка земли, который занимает дом собственника. Земельная рента в городах была выше, чем в деревне. Третий реальный налог - промысловый.

Объектом его является промысел, за исключением сельскохозяйственного. Это - налог на хозяйственную деятельность в виде промысла, которая приносила определенный доход. Сюда относились промыслы в области промышленной переработки сырья, торговли и транспорта и разные виды профессий врачи, адвокаты, литераторы и пр. Сельскохозяйственный промысел не подвергался обложению промысловым налогом.

Субъектом промыслового налога являлось лицо, занимающееся каким-либо промыслом. В основу промыслового налога был положен промысловый кадастр, т.

Этот кадастр не имел в виду определение действительного дохода каждого предприятия. По выбранным признакам предприятия располагались по группам, каждой из которых назначался определенный оклад налога. Кадастр и должен установить эти признаки и по ним назначить разряды обложения, а затем разнести все имеющиеся предприятия по разрядам.

В статье рассматривается значение налоговой политики государства, уточнены Выявлены субъекты, несущие налоговые риски, причины рисков, пути их Теория налогов развивается и совершенствуется по мере развития.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налоговая система и налоговая политика России


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий