+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налоги принципы и формы налогообложения

Виды налогов. Сущность и принципы налогооблажения. Формы налогообложения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как рассчитать налоги ООО

14.2 Налоги. Основные принципы и формы налогообложения. Кривая Лаффера

налоги принципы и формы налогообложения
Налоги – характеризуются денежными отношениями, складывающимися у гос-ва с юрид. и физ. лицами. Эти денежные отношения.

Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Российская современность К основным принципам налогообложения относятся: Принцип законности налогообложения; Принцип всеобщности и равенства налогообложения; Принцип справедливости налогообложения; Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; Принцип экономической обоснованности налогообложения; Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика плательщика сборов всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; Принцип определенности налоговой обязанности; Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; Принцип единства системы налогов и сборов.

Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие: Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание то есть быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны.

Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации то есть он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве.

В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения. Отключить рекламу 1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом ч. Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст.

НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы п. Принцип всеобщности и равенства налогообложения.

Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. Кроме того, ч. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве п. В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков , при этом налогообложение строится на единых принципах.

Отключить рекламу Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом ч. Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз.

В развитие этих положений в абз. Принцип справедливости налогообложения. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы часть 2 ст.

Отключить рекламу Впоследствии данный принцип был закреплен в п. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового Япония, Корея, Бирма , налогового США и или экономического Франция права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом.

Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом установление его в ином порядке противоречит ст. В России такое правило содержится в ч. Отключить рекламу 6. Принцип экономической обоснованности налогообложения.

Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание другими словами, не должны быть произвольными. В соответствии с п. Этот принцип закреплен в п. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги сборы , когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч.

В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров работ, услуг или финансовых средств. Отключить рекламу 10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности.

Как указано в абз. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Налоги, их виды, принципы и формы налогообложения

Основные принципы и формы налогообложения. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты. Налоги выполняют фискальную, стимулирующую, регулирующую и распределительную функции.

Выполнение перечисленных функций вызывает необходимость использования государством широкого арсенала инструментов, составляющих налоговый механизм. Налоговый механизм - это совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Современные принципы налогообложения в странах с рыночной экономикой базируются на принципах, сформулированных еще А. Смитом: 1. Обязательность уплаты налогов. Налог должен быть точно определен срок уплаты, способ и сумма платежа.

Налоговая система должна быть простой, гибкой, удобной плательщику и легко адаптируемой к меняющимся общественно- политическим потребностям. В установлении налоговых ставок и льгот действует принцип социальной справедливости: все налогоплательщики должны быть в приблизительно равных условиях, а налогоплательщики с низким уровнем доходов - в щадящих условиях.

Виды налогов группируются по следующим пяти взаимопересекающимся признакам: I признак - по объектам налогообложения - различают три вида сборов в бюджет: 1.

Налог на доходы зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары и пр. Налог на имущество землю, леса, предприятия, дома. Налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг.

II признак - по способам взимания, в зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые устанавливаются на доход и имущество. Косвенные включаются в цену товара и услуги и взимаются с потребителей этих товаров и услуг. Здесь выделяются две позиции - акцизы и таможенные пошлины.

Роль косвенных налогов неоднозначна. С одной стороны, они дают госбюджету большие доходы и могут сдерживать потребление потенциально вредных для здоровья продуктов алкоголя и табака. С другой - они же означают рост цен, что может вызывать требования о повышении заработной платы и подталкивать инфляцию. К тому же эти налоги носят социально несправедливый характер, поскольку забирают больший процент дохода у тех, кто менее обеспечен.

Ведь чем ниже доход покупателя, тем выше в нем доля косвенного налога. Следовательно, богатые получают определенную фору, а бедные эту фору оплачивают. III признак - по способу определения размера налога различают три основные системы: 1. Пропорциональные налоги - это налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества.

Данная система налогообложения основана на прямом соответствии темпов роста налоговых ставок росту доходов и понижению их с падением доходов. Прогрессивные налоги означают рост налоговой ставки вместе с ростом доходов и падение этой ставки с уменьшением доходов. При этом ставки налогов растут быстрее роста доходов, зато и падают быстрее с уменьшением доходов.

Регрессивные налоги характеризуются снижением налоговых ставок с ростом облагаемых сумм. Данная система формируется и при косвенном налогообложении и акцизах. Регрессивность означает в данном случае, что, чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.

Он потребляет больше, чем сберегает, и потребляет больше дешевых продуктов, на которые косвенные налоги выше. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, такими как акцизные сборы, налоги с продаж, налог на добавленную стоимость НДС. IV признак - по уровню бюджета, в который поступают налоговые суммы, выделяют налоги: 1. Общенациональные в России - федеральные, идущие в государственный или федеральный бюджет.

Региональные направляемые в бюджеты республик, краев, областей. Местные идущие в бюджеты районного или городского уровней. С этой целью за субъектами Федерации будут закреплены постоянные и достаточные налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов. V признак - по порядку использования необходимо различать: 1.

Общие налоги, которые поступают в государственный бюджет. Целевые налоги специальные , имеющие свое, конкретное назначение например, платежи за парковку автомобилей, за пользование дорогами, мостами и пр.

Несмотря на то, что налоги объективно необходимы как источник государственных доходов, на практике доказано, что их чрезмерный рост снижает деловую активность, как индивидуальных лиц, так и компаний, в результате чего общая сумма налоговых поступлений даже уменьшится. Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов исследовал американский экономист А. Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции и их прибыли будут уменьшаться.

Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные.

Налоги и налоговая система

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных , региональных и местных налогов , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Налоговый кодекс РФ На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей общей и специальной , регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже. Принципы налогообложения Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах: Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров работ, услуг или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги сборы , когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика плательщика сборов. Критерии качества налоговой системы: сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций; эффективность и рост производства.

Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий; стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания; эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан; полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Критерии оценки налоговых систем Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных. Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности.

Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот. Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем: 1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение принудительный сбор налогов должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы.

Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали. Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования.

Например, люди с низкими доходами платят меньший налог. Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства то есть нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога.

Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим например, единовременная подушная подать. В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям. Организационная или административная простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла. Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор.

В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.

С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т. Принципы налогообложения в РФ Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:.

Принципы налогообложения в России: система налоговых координат

Принципы и формы налогообложения Налоги. Принципы и формы налогообложения [c. Мировые тенденции. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не носят дискриминационного характера. Дифференциация ставок налогов и сборов, налоговые льготы не зависят от формы собственности , гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Особые виды пошлин , дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин могут устанавливаться в зависимости от страны происхождения товара. Аргумент в пользу прямого обложения с точки зрения реализации принципов налогообложения мы обосновали в параграфе о подоходном налогообложении. Выяснили, что личное подоходное обложение более соответствует его научным принципам по сравнению с прямым реальным имущественным обложением. Теперь мы движемся дальше в наших рассуждениях и рассматриваем, где полнее реализуются принципы налогообложения в прямых или в косвенных налогах Финансовая наука второй половины XIX в.

Построить налоговую систему в соответствии с принципами налогообложения можно, сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм. Как известно, налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике.

При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов , методов управления ими, т. Именно с выбора налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категорий налог и налогообложение. Теоретически функциональное предназначение налога как такового распространяется на все его формы, в которых он может быть использован на практике.

Практически эта зависимость соблюдается в том случае, если имеются все необходимые предпосылки для применения налоговых форм, отражающих его внутренний потенциал. В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае отдельные налоги будут только носить название налоги , а в действительности будут представлять собой форму директивного изъятия из хозяйственного оборота финансовых ресурсов.

Значения показателей форм отчетности вводятся вручную на основе предварительного анализа данных бухгалтерского и налогового учета и соответствующих расчетов. После заполнения граф формы введенными показателями отчет выводится на печать.

Данный режим используется, например, при заполнении форм отчетов Сводный расчет земельного налога и Расчет налога на рекламу. В первом отчете сумма земельного налога может быть рассчитана только после того, как бухгалтером будут введены данные о налогооблагаемом объекте, площади земельного участка и ставке налогообложения.

Эти данные не содержатся в бухгалтерском учете. Во втором отчете для расчета налогооблагаемой базы следует собрать все затраты на рекламу, рассчитав облагаемые затраты. В принципе такая задача может быть решена, но практически вряд ли целесообразна.

В целом указанный подход характеризует низкий уровень автоматизации составления отчетности. В основе Налогового кодекса — принцип справедливости, означающий,, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности , гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Поэтому, как бы ни называлась форма принудительного, неэквивалентного, безвозвратного изъятия доли дохода гражданина или предприятия, она всегда будет выражать одностороннее движение денежной формы стоимости от ее создателей к государству. Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело с конкретными формами, в которых общественно необходимая категория налог используется государственной властью.

Согласие на тот или иной налоговый регламент дает нация в целом. Следовательно, степень развития демократического режима - вот тот постулат, на котором основаны тяжесть налогового бремени и полнота реализации фундаментальных принципов налогообложения справедливость, равномерность, ясность и экономичность налогов.

От выбора форм реализации этих принципов зависит, во что будет обращен далее налог - во благо или во зло. Этот выбор мы определяем сами - через нашу волю к экономической свободе и наше желание жить в цивилизованном обществе. Пансков, В. Князев налоговую систему представляют следующим образом Налоговая система — это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля , а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [16].

Предполагается создать на основе Рос-ИФА региональную форму для сравнительного обсуждения налоговой системы и политики в свете мировой финансовой науки и международной практики принять активное участие в подготовке инициативных работ и предложений по построению российской налоговой системы на принципах и критериях, которые нашли международное признание обеспечить распространение в России передовых мировых знаний и опыта в области налогообложения и государственных финансов.

Для достижения этих целей Рос-ИФА будет поощрять научные исследования , проводить конференции, симпозиумы, семинары, встречи за круглым столом , участвовать в подобных российских и зарубежных форумах, особенно в конгрессах ИФА, переводить и издавать в России мировую финансовую литературу. Первая международная конференция Налоги России сегодня и завтра была подготовлена совместно Рос-ИФА, международной налоговой ассоциацией и Финансовой академией при Правительстве РФ и проведена в Москве в декабре 1997 г.

Поправки, связанные с переводом налога в денежную форму производятся обычно включением в баланс компании изменения накопленных отложенных налогов т. Появление в ходе реформы разнообразных форм собственности и типов предприятий предполагает выработку универсального механизма регулирования доходов товаропроизводителей за счет использования важнейшего принципа налогообложения - универсализации, обеспечивающего одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, одинаковый подход к установлению перечня и величины налогов.

Иными словами, налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Предприятия и организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы , выплачивающие физическим лицам доходы, не имеют права вносить подоходный налог за граждан за счет своих средств, а также при заключении договоров и других сделок включать налоговые оговорки в этой части.

С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых правоотношений. Органичным элементом методологии налогообложения является сфера их методического обеспечения.

Методические основы налогообложения — это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием принятие организационно-правового порядка исчисления и уплаты налогов , установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений. На рис. Создание методик налогообложения, адекватно отражающих состояние экономики и политики, является логическим завершением методологических исследований налоговых проблем в рамках каждого этапа налогового реформирования.

Процесс совершенствования налоговых правоотношений бесконечен. Успех налоговых преобразований определяется глубиной и научной обоснованностью системных преобразований всей совокупности производственных отношений. Временной лаг между этапами налоговых преобразований зависит от степени адекватности экономическому базису принятой законом системы налогообложения на момент проведения налоговой реформы. Совершенствуясь, налогообложение постепенно продвигается к состоянию, в котором все более полно реализуется потенциал, теоретически заложенный в категории налог.

Этот потенциал есть не что иное, как возможность налоговой системы быть оптимальной на практике, т. Однако набор конкретных налоговых форм видов налогов и условий управления ими при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель — равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями.

Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Мы уже усвоили положение о том, что косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги — стимулирующие цели.

Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано организовать — значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону , так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций.

Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов. Обусловленность функций налога реалиями базиса и надстройки представлена на рис.

Это классификационные характеристики собственно налогов и других форм, отнесенных законодательством к разряду налоговых. Это определенная система принципов построения взаимоотношений субъектов налогового права , базирующаяся на фундаментальных, исторически сложившихся принципах налогообложения и принципах, которые вытекают из национальных особенностей экономики и политики, закрепленных в Конституции того или иного государства.

Это система методов и органов управления налоговыми отношениями в соответствии с правами и обязанностями сторон, принятыми в Конституции страны и своде налоговых законов — Налоговом кодексе.

Иными словами, сущность налога едина, но практические формы ее воплощения на поверхности экономической действительности различаются в зависимости от специфики конкретного пространства и этапа общественного развития. Различия между разными налоговыми механизмами не играют существенной роли. Этот принцип не допускает установления различных условий налогообложения в зависимости от формы собственности , организаци- [c. КС РФ в ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах толкует конституционные нормы и формулирует основные принципы налогообложения и сборов.

В случае, если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, КС РФ объявляет эти акты не соответствующими Конституции РФ. Идеи единого налога, заменяющего множество фискальных платежей, оказались несостоятельными. Лица получают доходы разными способами и в разных формах. Нет универсального приема, который позволил бы учесть при налогообложении все обстоятельства хозяйствования. Единый налог обернулся бы насилием над многообразием форм хозяйственной жизни, нарушил принцип равного налогового бремени, и поэтому его следует считать несправедливым.

Закон является той правовой формой , на которую возлагается основное бремя нормативного регулирования налоговых отношений. При этом значение прецедента в системе источников налогового права ничуть не уменьшается, поскольку прецеденты не только восполняют пробелы в налоговом законодательстве , но и направляют его развитие в процессе толкования судами положений конституции.

Рассмотрение судебной практики США и Великобритании дает тому многочисленные примеры. Место прецедента среди источников налогового права США определяется традиционным его влиянием на правовое сознание участников налоговых правоотношений и на развитие налогового права в целом.

Наличие обширного и подробного федерального налогового кодекса , нормы которого регулируют практически все аспекты отношений, возникающих в процессе налогообложения, не меняют оценки значения прецедента как важнейшего источника налогового права.

В сознании американских юристов правовая норма, содержащаяся в законе, лишь тогда обретает завершенность, когда она применена судом.

Деятельность Верховного Суда в этом смысле является определяющей. Налоговая политика будет строиться на принципах унификации ставок налогов и налогообложения, включения В состав затрат в целях налогообложения отрицательных разниц, образующихся при падении цен на приобретенные субъектами рынка ценные бумаги , отказа от установления налоговых льгот по отдельным видам ценных бумаг , освобождения от двойного налогообложения всех форм коллективных инвестиций, отказа от введения любых видов налогов и сборов с оборота ценных бумаг , создания льготного режима налогообложения только для некоммерческих организаций , выполняющих функции инфраструктуры например, для фондовых бирж.

Ни одна из форм незаконного уклонения от уплаты налогов сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности , задержка налоговых платежей и т. Это предполагает целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот 3 оперативный учет изменений в действующей налоговой системе.

Разработанная предприятием налоговая политика , а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов , изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.

В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма прибыли предприятия и другие плановые показатели его экономического развития 5 обеспечение своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам.

С целью их обеспечения на предприятии должен быть разработан "налоговый календарь" — график осуществления конкретных видов налоговых платежей предприятия в предстоящем периоде. Разработка такого графика позволяет минимизировать затраты предприятия [c. Не путать с собственно прогрессивной системой налогообложения. Кроме того, прогрессивность налогообложения зависит от того, что облагается налогом доход или потребление.

Или в каком сочетании эти два подхода реализуются. Дело в том, что, облагая налогом доход , государство в действительности облагает вклад производителя в "общий пирог".

Облагая же потребление, — кусок от того пирога, который достается потребителю. Здесь явно нарушается принцип справедливости, а в целом — прогрессивности. Например, налог на потребление, а чаще всего это акцизы и другие формы косвенного налогообложения, богатых делают богаче, а бедных — беднее. Следовательно, богатые получают определенную фору, а бедные эту фору оплачивают.

Таких проблем в системе налогообложения много. Дело высшей государственной важности — сводить их на нет по мере возможности, развивать и совершенствовать систему налогообложения. В этом и проявляется корректирующая функция государства. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Налоги – характеризуются денежными отношениями, складывающимися у гос-ва с юрид. и физ. лицами. Эти денежные отношения.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Обществознание видеоуроки. НАЛОГИ РФ. #egevarenyeva


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий