+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Критерии отбора для налоговой проверки

Выездные налоговые проверки считаются одной из самых эффективных форм налогового контроля, осуществляемого на территории Российской.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Планирование выездной налоговой проверки. Критерии.

ФНС рассказала, как оценить вероятность налоговой проверки

критерии отбора для налоговой проверки
Выездные налоговые проверки считаются одной из самых эффективных форм налогового контроля, осуществляемого на территории.

Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов Семенихин Виталий Викторович 1. Критерии отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок 1. Критерии отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок Выездные налоговые проверки считаются одной из самых эффективных форм налогового контроля, осуществляемого на территории Российской Федерации.

При этом планирование выездных проверок занимает важное место в организации работы контрольных органов. Мы расскажем о критериях отбора налогоплательщиков, используемых при формировании плана работы налогового органа. Выездная налоговая проверка для представителей налоговых органов — это, с одной стороны, наиболее результативное мероприятие, направленное на восстановление нарушенного фискального интереса государства, в результате проведения которого они с наибольшей вероятностью в состоянии обнаружить "потаенную" недоимку.

А, с другой стороны, выездные налоговые проверки ввиду масштабности их осуществления отнимают у инспекторов налоговых органов слишком много времени и человеческих ресурсов. Контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов в сумбурном порядке в значительной степени не учитывал бы элементов неожиданности выездной налоговой проверки, а также попирал принципы законности и неотвратимости наказания.

Таким образом, представляется, что вырабатывать устойчивые критерии, по которым выявляются неплательщики налогов, которые и становятся объектами выездных налоговых проверок, необходимо. В указанном документе зафиксировано, что в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации далее — НК РФ , утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок далее — Концепция.

Отмечаем, что Концепция — это в значительной мере декларативный документ, в котором изложен общий подход представителей налоговых органов к осуществлению налогового контроля в целом и их взгляды на роль выездных налоговых проверок в частности.

Раздел 2 указанной Концепции фиксирует основные принципы планирования. В данном разделе документа сказано, что построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах.

В соответствии с принятым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Как отмечается в разд. При этом определено, что к информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу, а к информации из внешних источников — информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и или аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика. В соответствии с основными целями и принципами Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом, всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств.

При планировании подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и или результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Предложенная Концепция предусматривает также проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности разд. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Как отмечается в Концепции, систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

На интернет-сайте ФНС России опубликованы Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Но обратите внимание, что соответствие деятельности налогоплательщика всем предложенным и рекомендованным критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий.

В соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Представляется, что установленные критерии оценки рисков не только позволяют налоговому органу эффективно планировать свою контрольную деятельность, но и дают возможность налогоплательщику самостоятельно выявить и исправить допущенные при исчислении налогов ошибки, а также избежать попадания в план выездных проверок налогового органа. Обратите внимание, что при планировании объектов для выездных налоговых проверок налоговые органы не связаны только Общедоступными критериями оценки рисков и могут руководствоваться другими признаками, которые, по их мнению, пусть и косвенно, но свидетельствуют о нарушении налогоплательщиками налогового законодательства.

В дополнение к этому также могут применяться внутренние информационные ресурсы ФНС России, а также информация, получаемая из внешних источников. Поделитесь на страничке.

Критерии отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок

Критерии отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок Выездные налоговые проверки считаются одной из самых эффективных форм налогового контроля, осуществляемого на территории Российской Федерации. При этом планирование выездных проверок занимает важное место в организации работы контрольных органов. В настоящей статье речь пойдет о критериях отбора налогоплательщиков, используемых при формировании плана работы налогового органа. Выездная налоговая проверка для представителей налоговых органов - это, с одной стороны, наиболее результативное мероприятие, направленное на восстановление нарушенного фискального интереса государства, в результате проведения которого они с наибольшей вероятностью в состоянии обнаружить "потаенную" недоимку.

А с другой стороны, выездные налоговые проверки ввиду масштабности их осуществления отнимают у инспекторов налоговых органов слишком много времени и человеческих ресурсов. Контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов в сумбурном порядке в значительной степени не учитывал бы элементов неожиданности выездной налоговой проверки, а также попирал бы принципы законности и неотвратимости наказания. Таким образом, представляется, что вырабатывать устойчивые критерии, по которым выявляются неплательщики налогов, которые и становятся объектами выездных налоговых проверок, необходимо.

Основным документом, используемым при планировании выездной налоговой проверки, является Приказ ФНС России от 30. В указанном документе зафиксировано, что в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации далее - НК РФ , утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок далее - Концепция.

Отмечаем, что Концепция - это в значительной мере декларативный документ, в котором изложен общий подход представителей налоговых органов к осуществлению налогового контроля в целом и их взгляды на роль выездных налоговых проверок в частности. Раздел 2 указанной Концепции фиксирует основные принципы планирования. В данном разделе документа сказано, что построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах.

К ним относятся: - режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; - своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений; - неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах; - обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с принятым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Как отмечается в разделе 3 Концепции, обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. При этом определено, что к информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу, а к информации из внешних источников - информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и или аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика. В соответствии с основными целями и принципами Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом, всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств.

При планировании подлежат анализу все существенные аспекты, как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и или результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Предложенная Концепция предусматривает также проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности раздел 4. Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться: - налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли виду экономической деятельности ; - отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; - отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период; - опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров работ, услуг ; - выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации; - неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы смотрите раздел 8.

Обратите внимание, что при оценке указанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума ВАС РФ от 12. Как отмечается в Концепции, систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Раздел 5 Концепции фиксирует результаты ее внедрения и гласит, что предлагаемая система планирования позволит: - для налогоплательщиков - максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом; - для налоговых органов - выявить наиболее вероятные "зоны риска" нарушения законодательства о налогах и сборах , своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в рассматриваемой Концепции, позволят реализовать: - формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок; - стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах; - повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

На интернет-сайте ФНС России опубликованы Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков , используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Но обратите внимание, что соответствие деятельности налогоплательщика всем предложенным и рекомендованным критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий.

В соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Представляется, что установленные критерии оценки рисков не только позволяют налоговому органу эффективно планировать свою контрольную деятельность, но и дают возможность налогоплательщику самостоятельно выявить и исправить допущенные при исчислении налогов ошибки, а также избежать попадания в план выездных проверок налогового органа.

Данное мнение подтверждается письмом ФНС России от 31. Обратите внимание, что при планировании объектов для выездных налоговых проверок налоговые органы не связаны только Общедоступными критериями оценки рисков и могут руководствоваться другими признаками, которые, по их мнению, пусть и косвенно, но свидетельствуют о нарушении налогоплательщиками налогового законодательства.

Предварительная работа по проведению выездных налоговых проверок состоит из двух этапов: - планирование - отбор налогоплательщиков для их включения в план проверок и составление списка кандидатов для проверки; - подготовка - углубленное изучение информации об уже включенных в план налогоплательщиках с целью создания условий для более эффективного проведения контрольных мероприятий.

Для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок налоговые органы активно используют: - информацию, полученную в рамках проведения камеральных налоговых проверок; - информацию, полученную в рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности; - сведения из досье налогоплательщика.

В дополнение к этому также могут применяться внутренние информационные ресурсы ФНС России, а также информация, получаемая из внешних источников. Смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 31. Обратите внимание! При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы "в конвертах" , неоформлении оформлении с нарушением установленного порядка трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

С уважением к вашему бизнесу,.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК в качестве критериев отбора для выездных налоговых проверок может быть.

Вы точно человек?

Концепция планирования выездных налоговых проверок , которую применяют налоговые органы, основана на открытом подходе к отбору налогоплательщиков для проведения налогового контроля. Выбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок осуществляется инспекторами по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения.

Организации и ИП, соответствующие таким критериям, с большой долей вероятности будут включены в план выездных проверок.

Теперь в концепцию внесены значения среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности за 2018 год. Эти сведения позволяют налогоплательщикам сравнивать показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями риска и добровольно уточнять налоговые обязательства, что уменьшает риск назначения выездной налоговой проверки.

О сроках см. Повторной признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При проведении повторной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 лет п. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться: вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью ИФНС; ИФНС, ранее проводившей проверку.

Во втором случае проверка может проводиться по факту представления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании показателей уточненной декларации.

В первую очередь это позволяет найти наиболее оптимальное направление максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых предполагается наибольшей. В связи с этим, несколько лет назад акцент в контрольной работе был сделан на углубленном предпроверочном анализе результатов финансово-хозяйственной деятельности и определении "зон риска" налоговых правонарушений.

По состоянию на 2011г. Главным показателем стала сложившаяся арбитражная практика, в результате которой уменьшилось количество доначислений по результатам выездных налоговых проверок.

Действенность налогового контроля на прямую зависит от тщательного предпроверочного анализа и предварительных мероприятий налогового контроля, а также способствует эффективности налогового администрирования. Основной целью которой стало создание единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, государство в лице Федеральной налоговой службы не только контролирует правильность и полноту уплаты налогов и сборов, но и планирует их сбор в бюджетную систему РФ. Одним из механизмов такого планирования и является отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных. Для отбора налогоплательщиков в план выездных проверок налоговые органы проводят анализ финансово-экономических показателей деятельности своих плательщиков.

Такое мероприятие включает в себя анализ показателей налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. Цель его сводится к выявлению значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды. Также сравниваются показатели со среднестатистическими, сложившимися в отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени.

Не обходится и без проверки внутренних данных, поступивших от сторонних регистрирующих органов. Например, сравниваются сведения о транспортных средствах земельных участках, о регистрации имущественных объектов и пр.

Налоговые проверки планируются по результатам оценки налоговых рисков с использованием критериев изложенных в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, которая разработана в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок.

В современных экономических условиях для ФНС России решение задачи контроля и надзора за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет целесообразно решать не столько за счет фискальных мер, сколько за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика.

На сайте также можно найти сводные аналитические данные о средних уровнях налоговой нагрузки в разных отраслях хозяйства, а также рентабельности произведенной продукции и активов по видам экономической деятельности. Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться: Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли виду экономической деятельности.

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров работ, услуг. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения "миграция" между налоговыми органами. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Поэтому все больше налогоплательщиков самостоятельно, пользуясь опубликованными критериями оценки налоговых рисков, оценивают уровень своих налоговых платежей и добровольно уточняют налоговые обязательства. Таким образом, налогоплательщикам, которые самостоятельно оценили риски, используя критерии, описанные в п. В данном случае налоговый орган может учесть меры, предпринятые налогоплательщиком и скорректировать план выездных налоговых проверок.

Представление уточненных налоговых деклараций в любом случае повлечет за собой проведение мероприятий налогового контроля в отношении самого налогоплательщика, так и третьих лиц. С учетом положений пп. При этом до представления уточненной налоговой декларации он должен заплатить образовавшуюся в результате уточнения налоговых обязательств недоимку и соответствующие пени. Следует подчеркнуть, что вопросы совершенствования налогового администрирования остаются особо актуальными на сегодняшний день.

На практике любого налогоплательщика на основании критериев риска возможно включить в план выездных проверок. Такое отклонение может быть вызвано объективными причинами, например размером.

В настоящее время методика, отбора потенциальных кандидатов для налоговой проверки, не идеальна. Предложенные налоговой службой критерии оценки рисков налогоплательщиков являются усредненными. Налогоплательщики могут искусственно завысить свои показатели и нести дополнительные финансовые потери, что также неблагоприятно сказывается на доходах бюджета. В результате критерии риска должны следовать не только цели отбора налогоплательщиков для выездных проверок, но и не оказывать излишнего давления на бизнес и не ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.

Выездные налоговые проверки считаются одной из самых эффективных форм налогового контроля, осуществляемого на территории.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Кого будет проверять налоговая в 2019, налоговые проверки 2019, проверки налоговой 2019


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий